Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и ее развитие в 2007-2008 гг.

Программа ДЛО реализуется на территории РФ с 1 января 2005 г. (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). По замыслу разработчиков, программа должна была обеспечить централизованный контроль за снабжением льготников лекарствами и эффективное расходование выделенных на это государственных средств. Кроме того, с помощью данной системы предполагалось ликвидировать существенные различия в обеспечении льготников лекарствами в разных регионах России.

Количество льготников было оценено в 14,7 миллиона человек, из которых 80 процентов составляли инвалиды I - III групп. Из расчета 350 рублей в месяц на одного льготника путем умножения на число граждан был сформирован бюджет программы ДЛО на 2005 год - 50,8 миллиарда рублей. 

К концу 2005 года от получения лекарств отказались 6,8 миллиона человек, то есть почти половина (46 процентов) внесенных в списки льготников в начале года. Принцип солидарного страхования был нарушен. Министерство финансов автоматически пропорционально снизило финансирование бесплатных лекарств. На 2006 год вместо 50,8 миллиарда рублей, выделенных в 2005 году, ФОМС получил только 29,6 миллиарда (плюс 4,5 миллиарда рублей с переходящей суммы 2005 года). В то же время стоимость одного рецепта возросла более чем в два раза и составила уже 549 рублей. Несмотря на то что по итогам работы программы ДЛО в 2006 году было выписано на 15,5 процента рецептов меньше, чем в 2005 году, их общая стоимость составила более 70 миллиардов рублей. В 2007 году некоторые регионы не справились с ДЛО, израсходовав не только бюджет 2007 года, но и средства на покрытие долга за 2006-й. Разразившийся кризис грозил полным крахом системы ДЛО. Государству пришлось принять срочные меры для погашения долга перед поставщиками лекарств.

За последние пять лет средняя цена инновационного препарата в России увеличилась более чем в четыре раза. Запреты в отношении выписки дорогостоящих препаратов привели к массовому выходу льготников из программы дополнительного лекарственного обеспечения. К концу 2007 года в системе ДЛО осталось около 5,5 миллионов человек, в основном хронических больных, требующих дорогостоящего лечения.

Программа 7 нозологий

С 2008 года лекарственное обеспечение больных особо тяжелыми заболеваниями (семь нозологий) осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 159 от 09.03.07 г. «О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами». 

Около 60 тысяч человек, страдающих 7 особо тяжелыми заболеваниями  (а именно - гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а нуждающиеся в иммунодепрессантах после трансплантации органов) с 5 января 2008 года перевели из ДЛО в отдельную программу, финансируемую из федерального бюджета (т.н. программа «дорогостоя»). На 2008 год для приобретения лекарственных средств по этой программе запланировано израсходовать 33 млрд рублей.

Стандарты оказания медицинской помощи по семи дорогостоящим заболеваниям утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 705 от 14.11.07 г. Стандарты включают процедуры диагностики, профилактики и лечения, частоту и количество предоставляемых лекарственных препаратов (из расчета 12 месяцев). 

Списки больных, на которых рассчитана программа «дорогостоя», должны были быть сформированы в марте-апреле 2007 г. по данным департаментов здравоохранения региональных властей. Однако точность этих цифр вызывает сомнения.

Так, в июне 2007 г. на парламентских слушаниях по вопросу о ДЛО председатель Госдумы РФ Борис Грызлов называл цифру в 300 тыс. человек, нуждающихся в дорогостоящих препаратах (РБК-daily, 15.06.07).  По официальным данным, больных рассеянным склерозом в России - всего 3 тыс. человек. На самом же деле в постоянном лечении, по словам экспертов, нуждаются до 20 тыс. человек. По данным чиновников, онкогематологических пациентов - б тыс. человек, а по данным специалистов - 50 тыс. человек (Новые Известия, 02.04.07). Кроме того, сильно отличается уровень диагностики в различных регионах и, как следствие, количество больных, включенных в регистр. Например, в Санкт-Петербурге сконцентрированы научные центры, в которых традиционно хорошо диагностируют такие редкие патологии, как гемофилия и муковисцидоз. Поэтому льготников с такими диагнозами там в разы больше, чем в других регионах (Время новостей, 21.08.07). Наконец, ситуация, при которой врачи, выполняя распоряжение свыше, не выписывали дорогостоящие лекарства, привела к искажению реальной картины потребности в препаратах: ведь если нет рецептов, нет и статистики. А именно на ее основе должны быть составлены региональные заявки на медикаменты, поставляемые в рамках федеральной программы (Время новостей, 29.08.07). 

Отсутствует и объективный критерий, по которому заболевания отнесены к «более» или «менее» тяжелым недугам. Женщин, пораженных высокоагрессивным раком молочной железы, насчитывается от 60 до 100 тысяч, но в федеральный список эта нозология не включена. По мнению экспертов, составители программы «дорогостоя» старались включить в нее редкие заболевания, которыми, по их мнению, страдает не так много людей.

Руководство Минздравсоцразвития заверяло, что в 2008 году обеспечение лекарствами по списку дорогостоящих препаратов будет осуществлено без помех. Лекарства были централизованно закуплены на аукционах, распределены и т.д. Однако уже середина января 2008 г. показала, что проблемы есть, в основном – из-за канцелярской волокиты:

  • В Новосибирске больные гемофилией не могут получить лекарство: врачам разрешено выписывать рецепты только когда будет оформлен весь объем препаратов, которые должны поступить на склад.
  • В Томске из 22 дорогих препаратов в полном объеме на первое полугодие территориальных фонд ОМС получил пока только 8. При получении лекарств нужно оформить ряд документов, подтверждающих доставку, потом все бумаги отправить в Росздрав, затем они вновь возвращаются в область. И только тогда аптечный склад имеет право выдавать лекарства больным.
  • Бурятия дорогостоящих лекарств получила на полугодие всего на 40 млн рублей, хотя заявку подавали на сумму более 200 млн.


Это происходит, несмотря на  информационное письмо замминистра Минздаравсоцразвития В.И.Стародубова № 9197-ВС от 12.12.07, в котором субъектам РФ предлагалось:

- сократить сроки рассмотрения и подписания актов приема-передачи лекарственных средств в собственность субъекта Российской Федерации до 1 суток;

-  обеспечить подготовку проектов распорядительных актов о передаче лекарственных средств организациям-получателям на основании накладных и актов приема-передачи лекарственных средств от организаций-поставщиков, не дожидаясь получения от Росздрава акта приема-передачи лекарственных средств в собственность субъета Российской Федерации.


Программа ОНЛС

По данным Росздравнадзора, за 2007 года в регионы поставлено лекарственных средств на сумму свыше 48 миллиардов рублей, выписано свыше 87 миллионов рецептов, отпущено лекарственных средств на 47 миллиардов рублей. В 2008 году лекарственные средства 17 производителей будут поставлять 128 фармацевтических организаций, из которых 14 фармацевтических организаций федерального уровня, остальные - регионального.

С 2008 года лекарственное обеспечение льготников осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 159 от 09.03.07 г. «О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами». Приказ касается как больных, снабжаемых препаратами по программе «дорогостоя», так и остальных льготников. 

Более 5 миллионов льготников, которые страдают «менее тяжелыми недугами», должны будут обеспечить лекарствами регионы. Деньги на препараты для них будут перечисляться в виде субвенций из федерального бюджета из расчета 417 рублей на одного человека в месяц (в 2006 году каждому участнику программы полагалось лекарств на 712 рублей ежемесячно). Всего в 2008 году на программу обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) предусмотрено более 27 миллиардов рублей.

Разъяснения для руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения и территориальных фондов обязательного медицинского  страхования были даны в информационном письме Минздравсоцразвития № 5922-ВС от 06.08. 07 г. «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год». 

Обеспечение лекарствами по программе ОНЛС, несмотря на проведенную в 2007 году подготовительную работу, с первых дней 2008 года столкнулось с прежними недостатками:

  • В Хабаровском крае число отложенных рецептов достигло уже 14 тысяч.
  • В Тамбовской области врачи говорят, что установленный месячный лимит на одного пациента (417 рублей) недостаточен: приходится либо назначать одному больному упаковку дорогого лекарства, либо обеспечить более дешевыми несколько пациентов.
  • В Ростовской области средняя стоимость лекарственного обеспечения одного регионального льготника за год увеличилась на 19,7% и составила 968 рублей.


По словам замминистра Минздаравсоцразвития В.И.Стародубова, «вызывает беспокойство ситуация в Приморском крае и в Сахалинской области, есть проблемы по Томску и по Новгородской области». В целом же по состоянию на 14 января выписано 226 тысяч рецептов, из них обеспечено около 80%. Погасить все рецепты местные власти обязуются в течение 10 дней.

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, член Комитета ГД по охране здоровья Татьяна Яковлева считает, что «возникли проблемы с передачей дополнительных функций регионам. С одной стороны, это хорошо, что регион будет ответственным за реализацию ДЛО. С другой - им так быстро передали полномочия, что они оказались не готовы к торгам».

На местах пытаются остаться в рамках лимита, выписывая больным более дешевые дженерики. Однако этот путь неприемлем для лечения онкологических заболеваний: отечественных аналогов инновационных импортных препаратов просто не существует. 

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) выявила в 2007 году несоответствие номенклатуры поданных  субъектами РФ заявок и реальной выписки лекарственных средств. В ряде   регионов   эта   разница   составляет   от  20%  до  40%. В Москве и Приморском крае выявлены факты, когда дорогие препараты для лечения онкологических заболеваний выписывались якобы на больных, а на самом деле шли на продажу. По мнению председателя Общественного совета по защите прав пациентов Александра Саверского, многие льготники из-за этого вообще не получили положенных медикаментов.

Остались вопросы?
Напишите нам!