Нет денег - нет лекарств
06 Май 2013 · · 4 447 Просмотров
Для удобства работы с жалобами на сайте «Движения против рака» (www.rakpobedim.ru) была создана анкета. После ее получения представители Движения уточняют все подробности и, если жалоба подтвердилась, направляют в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), либо в ее территориальные управления. После проверок, проведенных по распоряжению Росздравнадзора, многие пациенты получают положенные им лекарства бесплатно.
О том, каково это при онкологическом заболевании оказаться без лекарства, прерывать курс сложного лечения, сигнализируют пациенты и их близкие в своих многочисленных обращениях..
Светлана А., Челябинская область: «В ноябре 2012 г. приходила на прием к заместителю министра здравоохранения. Она заявила, что денег на этот период нет, все средства израсходованы, что должны быть дополнительные средства, но Москва денег не дает, а на одного льготника 600 рублей в месяц выделяется, и что герцептина не будет».
Галина Д., Нижегородская область: «2011 год закрыт и обсуждению не подлежит. А в 2012 году финансирование - 604 рубля на инвалида, поэтому, если получим таблетки 1 раз в квартал - уже хорошо. В Лысковском районе – 7 женщин, нуждающихся в летрозоле. И по очереди кому-то не достается данного препарата. Если кто-то обращается в суд, то дополнительно таблеток не выделяют, а просто кому-то не додают».
Лекарственный кризис в Подмосковье затянулся
Больше всего анкет (174 на май 2013 г.) поступило из Московской области. При этом число обращений из данного региона стабильно растет. Коллапс в лекарственном обеспечении льготников Подмосковья, разразившийся летом 2012 года, привел в итоге к смене министра здравоохранения области. И все же, несмотря на принимаемые новым руководством регионального ведомства меры, ситуация в регионе остается сложной. Достаточно сказать, что каждую неделю на телефон, электронную почту, сайт Движения поступают более десяти жалоб из Подмосковья.
Марина М., Московская область: «Дозвонилась на горячую линию Минздрава Московской области, сначала сказали звонить 18 октября, а теперь бросают трубку. Онколог сказал, что больница уже давно не получает препарат, они не знают, получат ли лекарство. Главврач нашей домодедовской больницы предупредил, что наша больница герцептин не получит. С 1 ноября должен начаться первый курс введения».
Ольга К., Московская область: «Этот препарат не является противоопухолевым. Это препарат, который восстанавливает функцию костного мозга, которая в свою очередь угнетается противоопухолевыми препаратами. Без этого лекарства невозможно восстановить костный мозг, а без этого невозможно проведение химиотерапии. Эпокрин входит в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов. И онколог и заведующая, и главный врач этого люберецкого онкодиспансера каждый раз говорят подождать. А рак не будет ждать. За два месяца ожидания (конец июня-конец августа 2012 г.), когда мы ждали, рак очень сильно распространился (опухоль и метастазы сильно увеличились, пошли метастазы в гол мозг и лимфоузлы) и уже теперь шансов на выживание не осталось».
Николай Л., Московская область: «Врач выписал заказ на лекарства гемцитабин, а провизоры г. Истра говорят, что в наличии данных лекарств нет, и когда будут, неизвестно. Рецепт сказали, выпишут, когда появятся лекарства. Врачи в Истринской больнице говорят, что не выделяются деньги на лекарства. Как мне быть с прохождением курса химиотерапии?»
Иван Г., Московская область: «В солнечногорской поликлинике выписали рецепт на 250 мг. тимонила. Медики сказали, что этот препарат получили чисто случайно, так как пациентка то ли умерла, то ли отказалась от него. Но его нет смысла применять, пока не будет 20 мг еще какого-то другого лекарства. Врач сказал, что этот тимонил нужно применять в комплексе. Поэтому полученный тимонил без толку лежит в холодильнике».
Чаще всего на отказ в бесплатном получении лекарств в «Движение против рака» жалуются пациенты с 3-й, 2-й и 4-й стадиями онкологических заболеваний.
Среди диагнозов, которые указали в анкетах пациенты, преобладает рак молочной железы. При этом, в большинстве случаев пациентки, которые столкнулись с фактом отказа в лекарстве, страдают высокоагрессивной формой РМЖ с HER2+статусом. Тем более горько сознавать, что страдающим одним из наиболее распространенных онкозаболеваний, часто отказывают в бесплатных препаратах.
Чем дороже препарат, тем чаще в нем отказывают
Вряд ли ошибкой будет предположить, что одной из главных причин отказа в противораковых препаратах является их высокая цена. К сожалению, стоимость препаратов и ограниченность средств, выделяемых властями регионов на закупку льготных лекарство, остаются одним из главных барьеров для качественного лечения онкологических больных в России. Исключение в этом графике составляет гливек, который закупался по отдельной федеральной программе лечения семи высокозатратных заболеваний.
Ссылка на отсутствие средств не может считаться законным основанием для отказа в предоставлении бесплатного лекарства. Иногда пациентам приходится доказывать это в суде. Одна из пациенток, обратившихся за помощью в Движение, через суд добилась от чиновников права на обеспечение лекарством.
Из решения Вязниковского городского суда Владимирской области от 10.06.2011 г.: «Финансирование расходов по обеспечению бесплатными лекарственными средствами в рамках территориальной Программы осуществляется за счет средств субъекта РФ. Отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Территориальная Программа не может снижать уровень бесплатной медицинской помощи по сравнению с федеральной программой».
Жалоб пациентов на отказ в лечении из-за отсутствия денег в бюджетах так много, что кажется очевидным: существующая система и объемы финансирования лекарственного обеспечения в России требуют корректировки.
Юрий В. Москва: «В онкодиспансере заявили, что этот препарат - не для простых смертных. C кровохарканьем назначали химиотерапию и гоняли по кабинетам. В итоге отправили на улицу. Открыто говорили, что просто так мы препарат не получим, а один из врачей сказал, что надо заплатить 500 000 руб. Все врачи открыто говорят, что без препарата шансов выжить нет. Мы уже все продали и покупаем сами».
Галина Д., Курская область: «В аптечном пункте сообщили, что выписанный препарат не поступил в связи с нехваткой средств в бюджете. И рекомендовали обратиться в территориальный орган Минздравсоцразвития России – Комитет здравоохранения Курской области».
Наталья Р. Свердловская область: «Участковый фельдшер и онколог кроме трамадола и сибазона ничего больше не выписывают, сказав, что ничего кроме этого нет. А я откуда знаю, что есть. И вообще сказали, что вылечить больную бесполезно, лучше перейти на наркотики и ждать ее смерти. Я постоянно нахожусь с ней и не могу смотреть на ее слёзы, как от боли, так и от того, что ее не хотят лечить. А она так хочет поправиться».
Лидия Ф. Омская область: «В лекарстве отказали, сказав: «мы больше не можем вас «тянуть», это слишком дорого».
В бесплатных препаратах, включая обезболивающие, отказывают даже неизлечимо больным, нуждающимся в паллиативном лечении. В результате они страдают от невыносимых болей, а родственники ничем не могут облегчить их состояние – ведь сильнодействующие обезболивающие, включая наркосодержащие препараты, можно получить только по рецепту. К сожалению, такие обращения в «Движение против рака» не редкость.
Владислав Р. Свердловская область: «Врач-онколог письменно рекомендовал обратиться к районному онкологу по месту жительства для получения адекватного обезболивания пластырем «дюрогезик». Но тот в выписке рецепта отказал, сказав, что «для одного человека дорогостоящее лекарство заказывать не будут».
Одна из причин нежелания выписывать рецепты на наркосодержащие обезболивающие средства заключается в крайне сложной процедуре заказа и отчетности по препаратам этого класса. Терапевты жалуются, что после выписки одного такого рецепта вынуждены заполнять кучу бумаг. Сложности возникают и в связи с условиями хранения и отпуска таких препаратов в аптеках. Не раз в «Движение против рака» обращались родственники пациентов, которые не в силах больше наблюдать муки близкого человека, пытались узнать, где можно купить за свои деньги обезболивающее.
Александр И., Камчатский край: «Главный врач категорически отказывается выписать рецепт, хотя мы готовы приобрести его за свой счет. «Дюрогезик» есть в областной аптеке. Все переговоры с главврачом бесполезны».
Нет денег – нет лекарства?
Чиновники от медицины придумывают массу отговорок, чтобы отказать больному в положенном лекарстве. Пациенту, к примеру, могут сказать, что он не внесен в заявку на получение лекарства, что неправильно был выписан рецепт, отсутствует, либо снята инвалидность (дающая право на федеральную льготу), имел место отказ от пакета соцуслуг, отсутствует постоянная регистрация, не состоялся тендер на поставку препарата. Наконец, лекарство может быть не включено в льготный перечень региона. И даже, если оно есть в аналогичном федеральном списке, или перечне жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что дает право на бесплатное получение лекарства в любом субъекте России, чиновники упорно отказываются обеспечивать ими больных.
Татьяна С., Тульская область: «Мне пояснили, препарата сейчас нет, так как он проходит перерегистрацию. Но почему-то в аптеках за 80000-100000 рублей его найти можно. Еще мне было сказано «не бежать впереди паровоза», и что, возможно, к моменту, когда он нам понадобится, будет какое-нибудь перераспределение лекарств, или что-то в этом роде. Хочется в сложной жизненной ситуации все силы направить на борьбу с болезнью, а не на решение бюрократических вопросов».
Людмила Б., Челябинская область: «В Министерстве здравоохранения Челябинской области постоянно ссылаются на недостаточное финансирование и говорят, что получить бесплатно герцептин в 2012 году не получится точно, а в 2013 году неизвестно. Сообщили, что все дополнительные заявки на герцептин просто закроют, как непрофинансированные. При этом в Сосновской ЦРБ сообщили, что от Сосновского района, который населяют более 70 тыс. человек поданы были всего 2 заявки на бесплатное получение герцептина (включая и мою). И даже они не могут быть обеспечены!»
Светлана Б., Пензенская область: «С 4 октября 2012 г. получила отказ в получении герцептина по причине отсутствия поставки препарата. Была вынуждена приобрести лекарственный препарат у другой пациентки за свой счет. Дата следующего введения - 26.10.2012 г. Работаю врачом-педиатром, не имею больше возможности приобретать препарат за свой счет. Очень жду и надеюсь на Вашу помощь и поддержку!»
Валентина К., Москва: «В выписке рецепта отказали из-за несовпадения регистрации с постоянным местом жительства. Врач сослался на какое-то распоряжение Департамента здравоохранения Москвы, по которому выписывать рецепты можно только по месту постоянной регистрации».
Сергей В., Москва: «В обеспечении лекарством отказали из-за того, что нет постоянной регистрации в Москве, требуется разрешение Департамента здравоохранения».