7 фактов о раке предстательной железы
30 Сентябрь 2014 · · 5 022 Просмотров
Рак предстательной железы (РПЖ) — второй по распространенности среди мужчин. Однако 80 процентов заболевших выздоравливают. При этом очень часто опухоль находят у мужчин старше 50, умерших от других причин, — по данным разных исследований, 14–30 процентов вскрытий приводят к таким находкам.
Во всем животном мире только у людей и собак может развиться онкологическое заболевание предстательной железы. И собаки же помогают в диагностике РПЖ. В проводившемся в одной из клиник Милана исследовании приняла участие солидная группа больных: 320 человек с этой опухолью, и 357 без нее, а также две собаки. Оказалось, что диагностические способности животных не уступают самым современным лабораторным методам: работая совместно, собаки чуяли рак предстательной железы с 98-процентной точностью и умели отличать его от других опухолей. Какое вещество в моче больного заставляет собак выделить этот образец из остальных? Ответа на этот вопрос не смог дать даже автор исследования. Другие ученые сомневаются в эффективности собачьего носа — по их мнению, животные скорее сравнивают индивидуальные запахи «эталонного» больного и человека, проходящего диагностику, а не ищут один общий запах рака.
Факт № 2. О борьбе с тестостероном
Как раз с собачьих опухолей начался путь американца Чарльза Хаггинса к Нобелевской премии по физиологии и медицине за 1966 год. Еще в 1940-х годах он выяснил, что кастрация спасает собак от возникновения гиперплазии простаты (доброкачественной опухоли — аденомы простаты). Тот же самый эффект изъятие источника тестостерона имело и на злокачественную опухоль у людей и у собак. В 1940-х средств против РПЖ в арсенале врачей не имелось, поэтому энтузиазм от открытия Хаггинса был велик.
Сейчас установлено, что химическая блокада выработки тестостерона в тяжелых случаях рака простаты эффективна, хотя и чревата побочными эффектами. На начальных стадиях заболевания применение подобной терапии, по всей видимости, замедляет развитие рака.
Тем не менее выводы Хаггинса подвергаются серьезному сомнению. Хотя блокада выработки тестостерона и эффективна, современные исследования предлагают больше не считать мужской гормон однозначным злом. Он «не пища для голодной опухоли», как говорилось семьдесят лет назад, и его высокий уровень не связан с риском развития РПЖ.
Самое последнее слово во всех этих дебатах — действие тестостерона зависит от особенностей пациента и, как только будет проведено достаточно исследований, станет возможно говорить об индивидуальной терапии.
Факт № 3. О молоке, бобах и шашлыке
Различия в заболеваемости РПЖ в разных странах мира не могут не смущать: если в Европе и США регистрируют 96–100 новых случаев на 100 тысяч населения, то в Азии — 20–61. Ученые предположили, что причина в диете. Первым обвиняемым стало мясо. И действительно, исследования показали, что употребление красного мяса, особенно прожаренного до хрустящей корочки, вредно. Другими словами, шашлыки повышают риск развития агрессивного рака простаты.
Следующим по значимости кандидатом на роль провокатора рака стали молочные продукты — считалось, что возникновению злокачественного новообразования могут способствовать соединения кальция или витамин D, которыми богаты молоко и сыры. Но в этом случае исследователи не нашли никакой зависимости между риском развития РПЖ и употреблением молочных продуктов, да и вообще рационом, богатым витамином D и кальцием.
В итоге было сделано предположение, что азиатских мужчин защищает от болезни употребление в пищу бобов, в частности сои. Возможно, соя подавляет в клетках простаты рецепторы, чувствительные к тестостерону. По крайней мере, уровень рецепторов андрогенов снизился у мужчин из групп с высоким риском возникновения рака, чей рацион в течение полугода был дополнен соевыми белками. Эффективна ли соевая диета для профилактики РПЖ у человека? Существует пара исследований, где делается подобный вывод, но анализ большего массива данных связи рака простаты с диетой к однозначному заключению прийти не позволяет. Единственное, что ученые утверждают с уверенностью — для простаты соя уж точно угрозы не представляет.
Факт № 4. О простатите
В некоторых исследованиях было установлено, что простатит повышает риск развития РПЖ примерно в полтора раза. Причем не только он один, но и венерические заболевания — сифилис и гонорея — также способствуют развитию рака. А если у человека одновременно и простатит, и доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ранее называвшаяся аденомой), риск заболеть возрастает в несколько раз.
Но недавнее исследование внесло некоторую сумятицу в эти устоявшиеся взгляды. Обнаруженные при биопсии признаки воспаления простаты, наоборот, были добрым знаком. Это показали последующие биопсии, выполненные через два и четыре года, — у пациентов и с острым, и с хроническим воспалением рак встречался реже. И сейчас утверждать, что связь между простатитом и раком предстательной железы существует или что ее не существует, нельзя.
Факт № 5. Об обрезании
Роль обрезания в защите от опухоли — это также крайне интересующая исследователей тема. В 2012 году было установлено, что подобная операция, сделанная до первого сексуального опыта, снижает риск развития рака простаты на 15 процентов. А совсем недавно заговорили о том, что обрезание после 35 лет защищает от рака даже лучше, чем сделанное до года, — оно якобы уменьшает вероятность заболеть на 45 процентов. Правда, справедливость этих исследований подвергается сомнению. Дело в том, что обрезание играет роль не только в анатомии и физиологии мужчины, оно статистически связано с его социальным и экономическим статусом, а значит, и с образом жизни, и с заболеваемостью. То есть снижать риск болезни могут именно эти комплексные факторы, а не операция сама по себе.
Факт № 6. О том, стоит ли регулярно проверяться на рак
Российские мужчины старше 50 лет в рамках диспансеризации сдают кровь для исследования уровня ПСА (простатспецифического антигена). Повышение концентрации этого белка не всегда связано с раком простаты и с ее доброкачественной гиперплазией. Но первоначально за раннее выявление болезни взялись с энтузиазмом. Последний анализ исследований показывает, что программы ПСА-скрининга лишь незначительно снизили смертность от рака — да и то только в группе мужчин между 55 и 69 годами. Зато более очевиден вред, связанный с тем, что по результатам анализа ПСА мужчинам делали ненужные биопсии, или хуже того, операции. Анализ на этот белок применяется также и для того, чтобы контролировать, не вернулся ли уже пролеченный рак. Но и в этом случае повышение ПСА часто не связано с рецидивом онкологического заболевания.
Однако Европейская ассоциация урологов не столь категорична в своих выводах. Ее эксперты рекомендуют коллегам измерять у пациентов уровень ПСА в 40–45 лет, и если его показатель окажется нормальным, надолго оставить мужчину в покое. А вот если содержание опухолевого маркера окажется повышенным — пристальнее следить за состоянием здоровья человека и динамикой уровня ПСА.
Факт № 7. О безопасном раке
Сейчас врачи задаются вопросами не только о том, каким анализам верить, но и о том, что вообще считать раком простаты. Есть такие неагрессивные опухоли, которые как бы находятся на границе между злокачественными и доброкачественными. С одной стороны, совсем забывать о больной простате нельзя. Но с другой — статистика показывает, что чаще всего такие опухоли обнаруживают у пожилых мужчин, и только 3 процента из них умирает от рака в течение следующих 10–15 лет. Сейчас большинство экспертов советует просто оставлять под наблюдением мужчин с маленькими и неагрессивными опухолями: статистика показывает, что за 12 лет удаление предстательной железы никак не сократило смертность среди таких больных по сравнению с теми, кто просто находился под наблюдением.
http://medportal.ru/.../09/17/116rpzh/