Паллиативная помощь детям
20 Октябрь 2014 · · 4 844 Просмотров
Встреча представителей экспертного сообщества и СМИ, посвященная защите интересов детей, имеющих тяжелые неизлечимые заболевания, прошла в столичном Центральном доме журналистов накануне Всемирного дня хосписной и паллиативной помощи. Цель проведения этого дня, – организованного Всемирным Альянсом паллиативной помощи, – обратить общественное внимание на потребности людей, страдающих неизлечимыми заболеваниями, а также членов их семей. В этом году девизом выбрана фраза «Кого это волнует? Нас!».
По информации организаторов пресс-конференции, в России сегодня более 287 тысяч человек в возрасте от 0 до 18 лет страдают тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, при этом государственная система их поддержки в стране находится в стадии формирования. Как зачастую водится в РФ, основные заботы по организации помощи таким детям лежат, в основном, на плечах энтузиастов.
Выездная служба – наиболее эффективная форма паллиативной помощи
Сейчас в столице действуют 2 государственные и 3 негосударственные выездные службы, которые оказывают паллиативную помощь детям на дому. Это выездные службы ДГКБ № 13 имени Филатова и МЦППД («Московский центр паллиативной помощи детям»), сотовая служба паллиативной помощи при Марфо-Мариинской обители, мобильные службы детской программы фонда помощи хосписам «Вера» и благотворительного фонда «Детский паллиатив». Однако, как отметили эксперты, эти службы собственными силами не могут удовлетворить потребности всех нуждающихся семей в Москве и Подмосковье.
По мнению доцента РНИМУ имени Пирогова, заведующей отделением паллиативной помощи на дому МЦППД Департамента здравоохранения Москвы, заместителя директора благотворительного фонда развития паллиативной помощи «Детский паллиатив», кандидата медицинских наук Натальи Саввы, выездная служба – наиболее эффективная форма паллиативной помощи. Ведь неизлечимо больному ребенку гораздо комфортнее находиться в привычных для него условиях, с любимыми и любящими членами семьи дома. Такие семьи нуждаются в адресной помощи мобильной команды профессионалов, подчеркнула Наталья Савва.
Наполнить жизнь больного ребенка позитивом
Медицинский директор БФ «Детский паллиатив», зав.отделением нейроонкологии ФГБУ «ФКНЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д.Рогачева», сопредседатель детской секции Российской ассоциации паллиативной медицины, доктор медицинских наук Элла Кумирова рассказала журналистам, что под опекой мобильной службы фонда сейчас находится 102 ребенка, – 71 проживает в Москве, 31 – в Московской области. При этом за каждым ребенком закреплены врач, медсестра, социальный работник и психолог, «обеспечивающие комплексную поддержку в течение достаточно длительного времени». Цель такой поддержки – наполнить жизнь больного ребенка позитивными моментами. Доктор медицинских наук Элла Кумирова особо отметила необходимость волонтерской помощи, благодаря которой фонду «можно расширить круг подопечных, нуждающихся в системной и комплексной поддержке».
Как рассказали эксперты, в 2014 году БФ «Детский паллиатив» совместно с Научным центром здоровья детей РАМН и Московским центром паллиативной помощи детям НПЦ «Мед.помощи детям» столичного Департамента здравоохранения подготовили проект Концепции развития паллиативной помощи детям в РФ, представленный Общественному совету при Минздраве России. Также в рамках пресс-конференции было презентовано первое в РФ методическое пособие «Паллиативная помощь детям – комплексный подход. Организационная модель мобильной службы паллиативной помощи детям», созданное для организаторов и специалистов здравоохранения и социальной защиты, профильных НКО на основании опыта мобильной службы фонда «Детский паллиатив».
Во взаимодействии с государственной структурой здравоохранения
«Мы подготовили клинические рекомендации по ведению персистирующего болевого синдрома у детей, – рассказала корреспонденту РИА АМИ Элла Кумирова. – Минздрав их уже принял. Кроме того, нас привлекли для написания стандартов обезболивания, именно ведения персистирующих болей у детей на амбулаторном и стационарном этапах. Мы их написали, отправили в Минздрав. Насколько я знаю, Национальная медицинская палата под руководством Леонида Михайловича Рошаля рассматривает эти рекомендации-стандарты, и вскоре они должны быть опубликованы на сайте Минздрава России. Так что мы работаем в тесном взаимодействии с государственной структурой здравоохранения.
Мы были очень рады, что именно главный врач столичного Хосписа № 1 Диана Владимировна Невзорова теперь является главным нештатным специалистом Министерства здравоохранения РФ по паллиативной помощи. Она давно в теме, знает не понаслышке о проблемах и сложностях, плюсах и минусах системы. Мне хотелось бы назвать еще одного замечательного специалиста, руководителя Российской ассоциации паллиативной медицины, профессора, доктора медицинских наук Георгия Андреевича Новикова. Он больше 20 лет занимается вопросами взрослого паллиатива, а в настоящее время возглавляет кафедру паллиативной помощи в Московском государственном медико-стоматологическом университете имени Евдокимова».
Комментируя для РИА АМИ ситуацию с обезболиванием в нашей стране, Элла Кумирова рассказала, как участвуя в работе одного из конгрессов ICPCN (Всемирной Организации Паллиативной Помощи Детям), она узнала от европейских коллег, что в результате введения двадцать лет назад в базовое образование медицинских работников курсов по обезболиванию, все мифы об использовании наркотиков в медицинских целях рассеялись. «Только когда сменилось целое поколение врачей, тогда на Западе изменилось отношение к вопросу обезболивания, – подчеркнула эксперт.– И сегодня даже беременной женщине, если у нее есть боли, назначают наркотик. И уж особенно детям с болевым синдромом. Это такие препараты острой необходимости, которые могут назначаться, потому что они достаточно безопасны».
Ценность человеческой жизни
«Даже при существующей в России нормативно-законодательной базе можно очень многое сделать. Но! Родственники пациентов, сами пациенты, да и специалисты не знают, какие больному для обезболивания необходимы препараты. Медики зачастую не знают форм и способов подбора обезболивания, – заметила корреспонденту РИА АМИ директор фонда «Детский паллиатив» Карина Вартанова. – К тому же эта тема в нашей стране всегда была «на грани». К сожалению, не все врачи стремятся изменить отношение к обезболиванию, образовываться. К тому же у них достаточно жесткая ситуация. Можно, конечно, войти в их положение. Но если ты оказываешься в положении больного, то тут теория кончается, и начинается практика.
Я не думаю, что ситуацию с обезболиванием в РФ можно радикально быстро изменить, хотя мне бы очень этого хотелось. Как и ситуацию с допуском в реанимацию родителей больных детей. Парадокс: по закону в нашей стране родители имеют право находиться со своими детьми в любых стационарах, включая реанимацию. А по жизни их туда пускают в редких учреждениях. И если у тебя в реанимационной палате лежит близкий человек (ребенок или взрослый), тебе остается только умирать перед реанимационной дверью… Да, на Западе тоже не сразу к этому пришли: допускать родственников в реанимацию. Я никого не идеализирую, боже упаси. Но у них ценность человеческой жизни другая. Вот с этим работать тяжелее всего. Очень сложно разрушить стереотипы, объяснить, что если в казенном медицинском учреждении тебе говорят, что ты не имеешь права тут находиться, неправильно, не возражая, уходить. Это не норма».
Фото: ria.ru
http://ria-ami.ru/read/34050