Лечение окончено. Страх остался. Давайте что-то с этим делать!
27 Июнь 2013 · · 3 227 Просмотров
- Не пить алкоголь. Вообще. Никогда и никакой.
- Не курить.
- Есть только полезную пищу. Желательно всё на пару. Отказаться от сахара и пирожных. Поливать творог перед едой льняным маслом. Зеленый чай три раза в день через "не могу".
- Никогда больше в минуты раздражения не повышать голос на сына. Вообще не раздражаться, не злиться на мужа за его фантастическое занудство, а всех простить и любить весь мир.
- Не сквернословить. Вообще-то я не то чтобы это самое, но когда на дороге подрежут – могу.
Сдерживать все эти обещания, особенно по поводу питания, оказалось очень легко, особенно во время «химии». Кусок сам в горло не лез, а раздражаться на близких не получалось: постоянно хотелось спать.
Но вот стало полегче, и сначала захотелось покурить. Потом – выпить красного вина или холодного шампанского. Отросли волосы, и вот уже вместо зеленого чая наливаю себе черный кофе, да покрепче. Сын из школы приносит красную запись «Отвлекается на уроке!», и я ничего не могу с собой поделать, устраиваю выговор, хотя еще полгода назад клялась только прижимать к себе со всей силы, дарить Лего и покупать мороженое.
Обычная жизнь неумолимо вернулась вместе с отросшими волосами, ощущение первого первобытного ужаса притупилось, зато расцвел во всей красе страх возмездия за невыполненные обещания, помноженный на страх возврата болезни.
«Мы вас лечили не для того, чтобы вы всего боялись. Вы должны жить полноценной жизнью!», - так говорили врачи, отпуская меня до первой проверки.
Но что значит «жить полноценной жизнью» после лечения? Насколько полноценной?
Вот вроде бы и чувствуешь себя неплохо, как здоровый для своих лет человек, и хочется жить как раньше. Но – страшно. Хочется предотвратить плохой сценарий, избежать осложнений, и в этом желании очень часто начинаешь давать себе обещания правильной жизни. Которые трудно выполнять, чувствуешь себя клятвопреступницей, а из-за этого еще и стыдно, и всё по кругу…
– У Вас типичное посттравматическое стрессовое расстройство. Это так называется. Синдром окончания войны.
Я все-таки дошла пару недель назад до психотерапевта, когда от приступов паники уже не могла нормально спать.
– А как это лечить, как бороться?
И вот тут милая женщина-психотерапевт меня удивила:
– Вы придаете болезни человеческие черты. Вы торгуетесь с ней, предлагаете ей компромиссы, пытаетесь давать ей взятки в виде отказа от курения, например. И тем самым возвышаете ее, а от этого прямой путь к страху. Но это просто болезнь. Тяжелая, изматывающая, – но болезнь. Вы прошли лечение, а все еще чувствуете себя на фронте. Не кормите болезнь высокими обещаниями. Не делайте ничего «ради болезни», а только ради себя.
В целом – сработало. Конечно, помогли не только слова: таблетки для поднятия духа тоже вещь хорошая, и не советую от них отказываться, когда назначают. Но теперь, когда я завариваю зеленый чай, или отговариваю мужа от перекура на балконе, или делаю уроки с сыном («Спокойно, терпи, не раздражайся!»), и даже когда готовлю что-нибудь из «противораковой» диеты (см. здесь, а еще здесь) – я это делаю для себя, а не назло болезни.
Вроде как хитрость, психологическая уловка, но мне помогает.
Попробуйте.