Как рассказать ребёнку о болезни взрослого
19 Декабрь 2013 · · 6 510 Просмотров
Шестилетний мальчик, узнав, что его мама болеет серьезной болезнью, начал ежедневно спрашивать ее, умрет ли она, и когда это наступит… У него начались проблемы с засыпанием по ночам.
Шестилетний Женя, когда его маме сделали срочную операцию, а он остался с отцом дома, ждал мать. На вопросы ребенка отец не мог найти ответов и просто «замалчивал» их. Ребенок не спал всю ночь, а наутро устроил длительную истерику, которая была непонятна отцу. Отец не мог успокоить ребенка, который бился в его руках, плакал и сам уже не мог понять, что происходит. Ребенок не мог ответить ни на один вопрос, отец ребенка не мог провести параллели между операцией жены и истерикой ребенка. Истерики ребенка продолжались до тех пор, пока мать не вышла из больницы. Ребенок не задавал вопросов, просто сидел в своей комнате и подолгу играл игрушками и рисовал. Это было удобно для отца и других родственников, но о переживаниях мальчика никто не догадывался. «Он просто не мог ничего знать, мы ему не говорили. Мы сочли, что это не надо ему знать».
Медицина в наши дни ежегодно делает серьезные шаги к тому, чтобы заболевания, бывшие в прошлом неизлечимыми, стали сегодня хроническими тяжелыми, но ИЗЛЕЧИМЫМИ заболеваниями.
Взрослые болеют. У родителей возникает множество вопросов: надо ли об этом говорить с ребенком? Что сказать, когда взрослому нужно часто отлучаться из дома на различные медицинские процедуры и ребенка оставляют с родственниками, нянями и знакомыми? Как сказать ребенку, чтобы ему было понятно и не создало дополнительной травматизации?
Эти и многие другие вопросы возникают как ответ на внутреннее напряжение взрослого и возрастающую тревогу ребенка. Ситуации, когда один из членов семьи болеет каким-то серьезным заболеванием, не такие уж и редкие в наше время. Что со всем этим делать детям?
«Ребенок ничего не понимает» - это миф
Некоторым взрослым кажется, что его малыш (любого возраста – от рождения и до подросткового возраста) не должен быть включен в ситуацию семейного обсуждения, то есть ему не нужно знать, что его родители болеют тяжелыми болезнями. Ребенка стараются изолировать из семьи – отправить в другой город к бабушке/дедушке, к дальним родственникам на длительное время, пока все другие члены семьи стремятся разрешить ситуацию. При ребенке ведутся телефонные переговоры, но с ним самим никто не находит силы поговорить о случившемся.
Результаты. Ребенок начинает сильно тревожиться по поводу нарастающего в семье напряжения. Его невозможно успокоить, так как страхи, связанные с угрозой жизни и здоровья главных персонажей его жизни – матери и отца - возрастают. Пресловутый страх смерти – тут как тут. Ребенок остается один на один с самым мощным страхом в жизни человека – страхом смерти. В таких случаях нередко возникают различные невротические реакции - как ответ на самостоятельные попытки справиться развивающейся детской психики на непереносимые возбуждающие процессы в мозге.
Что делать. Нужно без подробностей просто сказать ребенку, что его родитель (мама или папа) или другой важный член семьи заболел. И нужно время и силы, чтобы он вылечился. Выслушать все вопросы, которые возникнут у ребенка и, по возможности, просто ответить на них. Простой язык понятен ребенку и снимает лишнее напряжение.
Что можно сказать. «Мама заболела. Ей нужно сделать операцию. Врачи лечат маму. Она пьет лекарства, ей делают уколы. Это необходимо. Она каждый день выздоравливает».
Дети боятся медицинского вмешательства в их тело и нарушения целостности тела. При этом они идентифицируются со значимыми взрослыми. То есть ребенок начинает сопереживать взрослому и пытаться почувствовать, что с ним происходит на телесном уровне. Маленькие антенны постоянно в действии. Ребенок находится внутри ситуации и тоже, как и все взрослые люди «знает», что в доме что-то не так, как обычно. Он видит хмурые лица взрослых, слышит обрывки разговоров. Но ему непонятна целостная ситуация. В его развивающемся мозгу происходит разворачивание целого ряда устрашающих сюжетов, парадоксальность которых порой удивляет взрослого. Либо эти сюжеты объединены в целый спектр странных с позиции взрослого суждений и вещей. Чем дольше протекает ситуация (а для лечения многих болезней нужно длительное время –месяцы и годы), тем сильнее депрессивный фон, в котором приходится развиваться ребенку.
Конечно, простым информированием, рассказами о болезни родных и близких людей не снять всей психологической нагрузки с маленького человека. Не вся психическая жизнь может быть вербализирована, не все эмоции могут успокоиться от точно выбранных слов. Не во всех случаях открытость, нежность и душевное тепло помогают снять с ребенка чувство вины и страх смерти. Почти всегда нужна символизация процесса осознания и терапии, необходимо включать в игру, в сценарии общения психологические проблемы, истерики, страхи, переживания. Но первый шаг – чуткое и взвешенное включение ребенка в семейные проблемы – имеет ключевое значение для сокращения рисков появления нежелательных последствий, связанных с детскими переживаниями.
Анжела Парамонова, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Педагогика и психология" Московского государственнорго университета технологий и управления имени К.Г.Разумовского, руководитель научно-исследовательской лаборатории "Теория и практика современного психоанализа", член Русского психоаналитического общества, супервизор детских и подростковых случаев. Опыт работы в психологии более 23 лет.
Электронная почта: thera1@rambler.ru