Как родителям попасть в детскую реанимацию
26 Май 2014 · · 4 601 Просмотров
- Екатерина, а что говорит российское законодательство о допуске родителя больного ребенка в реанимацию?
- Статья 51 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 гласит: «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации, в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет плата за предоставление спального места и питания с указанных лиц не взимается». То есть, согласно закону, ограничений на пребывание родителя в реанимации с ребенком нет. Но в статье 27 того же закона указано, что граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, а также правила поведения пациента в медорганизациях. Таким образом, в России посещение детей в реанимации родителями зависит от правил, принятых в конкретном медучреждении, что противоречит статье 51. Кстати, когда мы начинали разрабатывать тему, то были готовы лоббировать в Госдуме закон, где было бы прописано, что родители имеют право находиться с ребенком в реанимации. А, изучив проблему, выяснили, что на законодательном уровне все уже разрешено. Однако почему-то закон не исполняется… Впрочем, есть и положительные примеры, – в Центре детской гематологии и онкологии имени Гематологический центр им. Димы Рогачева родителей без всяких проблем пускают в реанимацию к детям.
- Что вы предлагаете делать родителю, которого медперсонал не пускает к ребенку в реанимационное отделение?
- Прежде всего, ему нужно обратиться к руководителю медучреждения или к заведующему отделением, где лежит ребенок, с просьбой письменного обоснованного отказа. Обычно такая тактика срабатывает, и медики начинают пускать родителей в реанимацию. Если же родителей все равно не пускают, то с письменным отказом следует обращаться к нашим юристам-волонтерам, которые посоветуют дальнейшие шаги. Потому что по закону РФ родственник, опекун или другое лицо, несущее за ребенка ответственность, имеют право находиться рядом с ним на всем протяжении лечения, в том числе, во время интенсивной терапии.
- Почему именно сейчас было решено организовать эту горячую линию? Это связано с трагедией контр-адмирала Апанасенко или – случайное совпадение?
- Не могу сказать, что случайное совпадение, но и специально мы не подгадывали, просто до такой степени наболело… Именно сейчас собралась группа людей, для которых важно найти решение этой проблемы. Подчеркну, что мы не ищем виновных. Мы хотим понять причину происходящего и – что необходимо сделать для изменения ситуации. Мы вовсе не утверждаем, что все родители хорошие, а все врачи – плохие. Сейчас Фонд развития паллиативной помощи проводит исследование по этой теме, стараясь собрать мнения каждой стороны, чтобы составить объективную картину. И наша горячая линия – один из инструментов исследования. Однако это его вторичная задача, а главная – предоставление родителям попавших в реанимацию детей информации, что им делать. Ведь когда ребенок попадает в реанимацию, то первое (и естественное) состояние родителей – шок, эмоции. А мы хотим родителям дать конструктива, чтобы они понимали свои права и обязанности. Потому что, к нашему глубокому удивлению, родители часто не знают, что могут делать, а что – нет, на что имеют право, а на что не имеют.
- Как долго будет работать горячая линия, и каких результатов вы от нее ожидаете?
- Как я уже сказала, проект – часть исследования. Пока предполагается, что горячая линия будет работать до сентября, а возможно, до конца года. Разумеется, мы не считаем, что, научив родителей просить у медработников письменный отказ допуска в реанимацию к ребенку, мы сразу кардинально изменим ситуацию к лучшему. Мы прекрасно понимаем, что это долгий кропотливый процесс. Кстати, исследование охватывает только Москву и Московскую область. Что касается регионов, там мы пока не готовы проводить такое исследование, потому что это – совершенно иная по масштабу задача. А по результатам работы нашей горячей линии мы, совместно с Фондом развития паллиативной помощи, планируем сделать памятку для родителей, в которой подробно пропишем обязанности и права сторон. Отмечу, что нас поддерживают врачи, – наверняка и потому, что мы не говорим, что родитель, придя с улицы, может сразу войти в реанимационную палату. Конечно, сначала к нему должен подойти врач и рассказать, что можно делать, что нельзя. Да, если не подготовленные медперсоналом родители увидят ребенка в реанимации в трубках, на аппарате интенсивной терапии легких, то у них наверняка будет шок. Казалось бы, чего стоит врачу, медсестре или санитарке выйти к сходящему с ума под дверью реанимационной палаты родителю и рассказать, что тот увидит, что сможет сделать, а чего делать не должен. Пугает-то неизвестность! Многие родители, преодолев эмоциональный шок, начинают мыслить более взвешенно и рационально.
http://ria-ami.ru/read/29243