Мифы о раке молочной железы
24 Апрель 2014 · · 8 724 Просмотров
- В последние годы заболеваемость опухолями молочной железы вышла у женщин нашей страны на 1-е место, а смертность от них занимает 2-е место. Что по Вашему мнению является причиной этого?
- Причина, прежде всего, в отсутствии первичной профилактики. Чтобы сохранить здоровье, надо выходить рано замуж, не делать абортов, кормить грудью, своевременно лечить различные гинекологические заболевания. Особенно важно соблюдать все это в тех семьях, где были случаи рака молочной железы, т.е.при наследственной предрасположенности. В этом смысле профилактику рака молочной железы можно сравнить с профилактикой кариеса. Если вы будете два-три раза в год ходить к зубному врачу, два раза в день чистить зубы, вы избавите себя от проблемы зубной боли. Эти вещи очень просты и надежны. Важно также как можно больше говорить и писать о том, что нужно делать, на что надо обращать внимание, чтобы избежать этого заболевания.
Во многих европейских странах и в США показатель заболеваемости опухолями молочных желез примерно такой же как у нас, но показатель смертности не только не увеличивается, а продолжает снижаться. Это происходит за счет ранней диагностики, которой удалось добиться в основном благодаря широкому информированию о мерах профилактики. Создание национальной противораковой программы привело в США к тому, что у них три четверти заболеваний раком молочной железы диагностируются в первой и второй стадии, когда размер опухоли не превышает двух сантиметров. Это те случаи, когда можно сделать не просто операцию, а операцию, сохраняющую женщине грудь.
Следующая задача - стратегическое влияние на смертность от рака. Например, такая простая вещь, как самообследование молочных желез. Если научить наших девочек в школе правильно обследовать себя, это может дать очень большой эффект. Может быть такое самообследование в 13 лет существенного значения не имеет, так как в этом возрасте рака молочной железы практически не бывает, но американцы просчитали, что, научив девочек самообследованию в детском возрасте, они имеют такие результаты: в зрелом возрасте почти три четверти женщин приходят к врачу, обнаружив у себя какую-то патологию сами.
- Вы многие годы занимаетесь диагностикой и лечением рака молочной железы. Что нового появилось за последние годы в этой области? Насколько эффективнее современные диагностика и лечение рака молочной железы в сравнении, скажем, с концом 80-х годов?
- Отличительная черта современной диагностики в том, что с помощью маммографии и ультразвукового обследования можно обнаружить опухоль на самой ранней стадии. Маммография позволяет обнаружить опухоль диаметром в полсантиметра. А это, конечно, гарантирует успех лечения. Но маммографию все-таки рекомендуют применять как диагностический тест у женщин старше 35 лет. А вот скажем ультразвуковая диагностика, которая по точности приближается к маммографической, может быть применена и в более раннем возрасте. Сочетание же этих диагностик позволяет выявить опухоли на доклинической стадии и, таким образом, получить стопроцентную пятилетнюю выживаемость. При такой диагностике мы можем влиять на показатель смертности даже при высокой заболеваемости. Вот почему после 35 лет мы рекомендуем делать маммографию не реже одного раза в два года. Ультразвуковое исследование можно делать раз в полгода.
Кроме того, после 35 лет желательно, чтобы женщина осматривалась врачом-онкологом раз в полгода даже, если проводит самообследование и делала ультразвуковое исследование. Тогда мы не пропустим рака.
- Ваш прогноз динамики заболеваемости и смертности от опухолей молочной железы в России на ближайшие годы?
- Мне кажется, что заболеваемость будет расти, и в ближайшем будущем на 100 тысяч женщин придется 40 больных. Это значит, что скоро в России каждый год будет заболевать раком молочной железы 40 тысяч женщин. При этом, если мы не сумеем внедрить методику ранней диагностики,19 из них будут погибать. Хотя ранняя диагностика вполне нам по карману. Сегодня такие учреждения как Российский онкологический научный центр, Московский онкологический институт им.П.А. Герцена используются не на полную мощность, потому что одним из наших министров здравоохранения в свое время был издан приказ, по которому онкологи официально не имеют права направлять больных в онкологические клиники федерального подчинения, а только в городской онкодиспансер. Поэтому всех больных москвичей направляют в горонкодиспансер-центр, где нет таких лабораторий, к тому же он переполнен, а у нас в отделении сейчас, например, лежит 38 больных, а рассчитано оно на 50, хотя в городском онкологическом диспансере, возможно, не хватает мест.
- Что Ваш богатый опыт клинициста говорит о возможном влиянии особенностей характера женщины и психо-эмоционального стресса на возникновение рака молочной железы?
- Напрямую сказать, что рак молочной железы связан с психоэмоциональными стрессами, нельзя. Но косвенная связь, конечно, есть. Дело в том, что стрессы приводят к различным дисгормональным заболеваниям, нарушениям внутреннего гомеостаза, которые могут влиять на возникновение опухолей молочной железы. Характер женщины, то есть ее отношение к стрессовым ситуациям, несомненно влияет на течение заболевания и выздоровление. Известно, что сангвиники все воспринимают легче, а холерики все видят в черном цвете. Чем больше в человеке оптимизма, тем он здоровее. Справедливо говорят, что надо лечить не болезнь, а больного. У каждого человека есть свои особенности.К каждому нужен индивидуальный подход. Иногда мы спешим, торопимся, а между тем достаточно больному посвятить пять минут и он будет себя чувствовать более уверенно, ему будет легче бороться со своим заболеванием. Сент-Экзюпери говорил, что если заболеет, то найдет старого, замшелого доктора, который, если не прослушает его, то хотя бы выслушает. Говорят, что онкологи все оптимисты. Работать в онкологии и не быть оптимистом очень сложно.
- Что известно в настоящее время о связи между длительным приемом оральных контрацептивов (противозачаточных пилюль) и раком молочных желез?
- Контрацептивы, особенно третьего поколения, которые сочетают в себе эстрогены и гистогены (прогестины) никак не влияют на частоту заболеваний раком молочной железы. Наоборот, иногда они влияют положительно, то есть предотвращают заболеваемость, так как уменьшают выброс пролактина - гормона, который является промотором рака молочной железы. Эти шумные публикации, которые в свое время появлялись в печати были скорее всего вызваны конкурентной борьбой фармацевтических фирм. Но в последнее время эти гормональные противозачаточные средства становятся все менее актуальными. После появления эпидемии СПИДа основным противозачаточным средством стал презерватив.
- Последнее время в зарубежных и отечественных средствах массовой информации появились сообщения о вреде бюстгальтеров. Например, писали, что директор Института современных заболеваний на Гавайях доктор Сидней Росс Зингер исследовал 5 тысяч женщин, половина которых была больна раком груди. Он выявил путем опроса, что женщины, которые носят бюстгальтер дольше 12 часов в сутки заболевают раком груди в 21 раз чаще, чем те, кто пользуется им изредка или не пользуется вообще. 99 процентов женщин больных раком груди до болезни носили бюстгальтер постоянно больше 12 часов в сутки. Что Вы думаете по этому поводу?
- Если сейчас говорить о ношении или неношении бюстгальтеров, то сразу возникает вопрос, а какой бюстгальтер следует носить: такой, который создает определенную иллюзию или физиологический? Я считаю, что все, что делается физиологично, никакого вреда оказать не может. Правда, прямых доказательств нет. Может быть, каким-то образом и влияет.
Но давайте возьмем наших бабушек, которые не носили в прошлом веке бюстгальтеров, а заболеваемость у них была не меньше, чем сегодня. Поэтому, скорее всего, это не имеет значения. Важно только, чтобы размер бюстгальтера соответствовал размеру молочных желез, чтобы он был удобный, из натуральных материалов, без косточек, которые сдавливают грудь. А в том возрасте, когда у женщин грудь становится менее упругой, бюстгальтер несомненно полезен.
- В конце января этого года в "Медицинской газете" прошло сообщение зарубежного агентства о том, что на Западе все чаще практикуют иссечение обеих молочных желез, пока они еще здоровы, если у женщины есть высокий риск развития рака груди. Ученые утверждают, что такое радикальное лечение может сохранить здоровье. Вы согласны с этим?
- Это направление в свое время возникло в медицине из принципа "убрать все из чего может что-то быть". Но никто ведь не будет убирать прямую кишку, хотя известно, что процент заболеваемости раком прямой кишки очень высокий. Или, скажем, при наличии рака желудка не в каждом же случае удаляют весь желудок. Так и в этом случае. Мы уже говорили, что лечим не болезнь, а больного. При риске возникновения рака совсем не обязательно возникнет первичный, а тем более вторичный рак. И в том, и в другом случае этот процент невелик. Так, вторичный рак встречается примерно в 3 - 5 процентах случаев, но из-за этих 3 - 5 процентов калечить женщину нецелесообразно. Кроме того, такие операции практикуют врачи, которым это выгодно. После такой операции сразу последуют пластические операции, причем с двух сторон. То есть речь идет о больших деньгах.
- Ходят слухи, что биопсия способствует более быстрому развитию рака, соответствует ли это действительности?
- Нет, эта процедура абсолютно безвредная. Мой многолетний опыт говорит о том, что бояться биопсии не следует. Процедура эта очень простая. Квалифицированный специалист делает ее очень легко и просто, а результаты просто великолепные: в ста процентах случаев ставится точный диагноз.
- Как Вы оцениваете современные методы реконструкции молочной железы после мастэктомии? Правда ли, что силиконовый гель, который используется для реконструкции молочной железы, опасен для здоровья?
- Основная причина таких предположений в войне фирм. Была такая крупная компания "Дау корнинг", считавшаяся монополистом на рынке протезов с гладкой поверхностью. У некоторых пациенток с такими протезами возникли заболевания по типу аутоиммунных (ревматоидных). Как всегда нашлись адвокаты и врачи. Промелькнул ряд статей, в которых говорилось, что у тех женщин, у которых есть силиконовые протезы, есть вероятность заболеть аутоиммунным заболеванием. Потом появились другие протезы фирмы-конкурента "Макдан", которая делала протезы сатурированные, то есть с шершавой поверхностью. Они не вызывают констрикторных фиброзов вокруг протеза. У тех были выраженные фиброзы, у этих нет. И как будто бы последние не дают аутоиммунных болезней. Но в принципе на силикон может быть такая реакция. Потом начали конструировать протезы из своей собственной ткани, в частности из живота, из ягодицы с мышцей. Делают сосудистые анастомозы.
Сейчас пришли к выводу, что, чем проще операция для женщины, тем лучше. Например, после мастэктомии под кожей оставляется баллончик, он называется "эспандер" и постепенно в течение полугода раздувается до размеров, необходимых женщине, потом этот эспандер удаляется и на его место вводится силиконовый протез. Во всем мире сейчас используется такая методика, она наиболее проста и эффективна. У нас тоже много фирм эстетической хирургии, где женщины с небольшими железами увеличивают объем своего бюста. Это очень простая операция.
- Что бы Вы как специалист хотели пожелать нашим женщинам?
- Я бы хотел пожелать помнить о том, что потенциально каждая женщина может заболеть. Поэтому она должна делать ряд совершенно необходимых вещей. Научиться самообследованию молочных желез. Должна знать о том, что существуют методы диагностики, которые могут помочь ей своевременно установить диагноз, а значит и наверняка вылечиться. И главное нельзя ходить к шаманам и экстрасенсам и заниматься самолечением. Следует обращаться только к онкологам и получать квалифицированную помощь. Сейчас широкое распространение получил "метод" уринотерапии. Появилась масса литературы с различными рецептами по самолечению. И не только люди малосведущие в медицине, но и интеллигенция этим увлекается.
Я всегда спрашиваю таких людей, почему они это делают. Отвечают: "Да вот купил книжку. Она очень хорошо написана". Не надо заниматься самолечением по книжкам. Это не принесет пользы. Если бы все было так просто: пей свою мочу и не болей. Но на самом деле лучшие умы во всем мире бьются над проблемой рака. И пока с помощью мочи ее никто не разрешил. Не стоит тратить на это время.
Сейчас существуют действительно очень эффективные методы лечения. Только в активе у химиотерапевтов примерно 40 - 45 активных препаратов, применяемых в комбинации друг с другом, потому что они различаются по механизму действия. Рак молочной железы относится к чувствительным опухолям, поэтому химиотерапия -один из компонентов комплексного лечения. Скажем, начиная со стадии 2Б, когда имеются отдельные метастазы, химиотерапия как профилактическое лечение обязательна, и ее не надо бояться. Она дает значительную прибавку к продолжительности жизни. Считается, что профилактическая химиотерапия увеличивает шансы на жизнь примерно на 12 - 20 процентов. Поэтому, когда больные говорят мне: "Я химиотерапию делать не буду", - я отвечаю: "Если вы не хотите себя обезопасить и получить прибавку к жизни в 20 процентов, то вы можете ее не делать".
Очень эффективна и лучевая терапия. Рак молочной железы чувствителен к ней. Благодаря ей стало возможно выполнение сохранных операций: удалять часть молочной железы, потом добавлять лучевую и химиотерапию. Комплексный метод лечения сегодня является основным методом лечения и дает очень хорошие результаты. При первой стадии 95 процентов больных раком молочной железы живы и здоровы. Но даже при третьей стадии, при множественных метастазах, 70 процентов больных имеют шансы на жизнь. И упускать эти шансы нельзя.
http://www.vmpr.ru/i...d=87&Itemid=479