Как увеличить продолжительность жизни онкопациента
12 Март 2014 · · 3 155 Просмотров
В ходе рабочей встречи директор НП «Центр Социальной Экономики» Давид Мелик-Гусейнов рассказал о проекте «Главная дорога», призванном содействовать в создании региональных «дорожных карт» в области онкологии. «Ни у государства, ни у врачей, ни у бизнеса, ни у пациента нет перспектив, пока не будет обеспечена доступность и именно рациональное применение медицинских технологий и лекарственных препаратов, – заявил эксперт. – Пока в территории слаборазвитая инфраструктура, нет современных знаний, технологий, пока взгляд на систему оказания помощи в целом фрагментарен, мировые технологии запаздывают, и существует для пациентов и врачей информационный вакуум, сложно говорить о движении вперед».
Печальная статистика
Главный врач Городского клинического онкологического диспансера, профессор Георгий Манихас на круглом столе привел статистические данные по онкологическим больным в России и в Санкт-Петербурге. Так, в РФ в 2012 г. было зафиксировано 525 931 первичных случаев рака (показатель 367,9 на 100 тыс. населения), а всего 2 900 629 человек. В Санкт-Петербурге же в 2012 г. зафиксировано 19 657 первичных случаев (показатель 395,5 на 100 тыс. населения), а численность больных 119 294 человек, что на 62% больше, чем в 1990 г. Динамика онкологических заболеваний такова: если в 1990 г. заболело 16 341 больных, то в 2012 г. – 19 657 человек. По данным профессора Манихаса, среди мужчин в СПб чаще всего пациенты заболевали раком трахеи, бронхов и легкого (17%), раком предстательной железы (12,4%) и желудка (9,2%). А у женщин чаще диагностировали рак молочной железы – 21,0%, рак ободочной кишки – 10,2%, новообразования кожи – 8,6%. Самое печальное, что доля больных, у которой диагностирована опухоль в 4-й стадии болезни, снижается крайне медленно. Если в 1990 г. она составляла 16%, в 1995-2001 гг. держалась на уровне больше 20%, то в 2012 г. составляет 12%. В итоге, по-прежнему почти треть больных не живут больше года после диагностирования злокачественной опухоли и снижение смертности от новообразований происходит крайне медленно. Почему?
Причин серьезного осложнения положения и роста заболеваемости несколько. И одна из них – это рациональная организация медицинской помощи, которая сегодня (по мнению профессора Манихаса) требует коррекции.
Как лечат в Питере
В Санкт-Петербурге пациенты для диагностики поступают как в специализированные, так и в неспециализированные ЛПУ. В последних, по словам профессора Манихаса, сегодня недостаточная диагностическая подготовленность в первичном звене, которая приводит к увеличению времени обследования пациентов в специализированном онкологическом звене. Пациенты попадают в специализированные ЛПУ либо недообследованные, либо после неверного лечение, и тогда оперативные вмешательства приходится повторять, что приводит к росту различных осложнений. Следовательно, необходимо срочно принять меры к строгому выполнению алгоритмов обследования пациентов на всех этапах обращения в соответствии с федеральными рекомендациями Минздрава РФ. Кроме того, для ЛПУ оплата услуги должна соответствовать ее полноте, своевременности и качеству. «Особенно важно воплотить в жизнь программу по раннему выявлению рака молочной железы и обеспечить каналы телекоммуникационной связи для участников процесса лечения, – сказал Георгий Манихас. – Но во многих городских поликлиниках нет каналов связи со специализированными ЛПУ. Если оценивать качество лечения, то полноценное комбинированное лечение, включающее хирургическое, химиотерапевтическое и лучевое, получает только треть пациентов».
Есть шанс повысить выживаемость пациентов
Профессор Манихас отметил, что сегодня в специализированных ЛПУ города есть 1164 койки для лечения онкобольных (в Городском клиническом онкологическом диспансере – 723 койки, в Клиническом научно-практическом центре специализированных видов медицинской помощи – 441). Таким образом, возможности для полноценного лечения пациентов имеются. Эксперт подчеркнул, что необходимо рационально использовать эти специализированные койки, а приоритет в организационно-методической работе отдать Городскому клиническому онкологическому диспансеру и Онкологической больнице (КНПЦ) в пос. Песочный. Что же касается онкологических коек в городских стационарах, то они должны быть реструктуризированы. «Всего в неспециализированных больницах Санкт-Петербурга есть 1259 коек для онкологических пациентов. Уже сейчас можно было бы существенную их часть передать в специализированные ЛПУ. Это повысило бы пятилетнюю выживаемость пациентов. Об этом говорит статистика», – уверен Георгий Манихас.
Цифры – вещь упрямая
Пятилетняя выживаемость мужчин с онкологическими патологиями, лечившихся в специализированных онкологических учреждениях (Nc), составляет 36,7%, в стационарах общей лечебной сети (No) – только 27,1%. У женщин-пациенток этот показатель большей и меньшей успешности в лечении более существенный: 58,6% и 37,3%. Так, пациентки, которые лечили рак матки в специализированном ЛПУ, живут дольше пяти лет в 70% случаев, а в неспециализированном – только в 44,5%.
«Оказание медицинской помощи онкологическим больным вне специализированных онкологических учреждений возможно только в виде экстренной медицинской помощи при развитии срочных осложнений, при ургентной патологии», – заявил РИА АМИ участвовавший в работе круглого стола главный онколог Минздрава России, директор Российского онкологического научного центра имени Блохина, академик РАН и РАМН Михаил Давыдов.
Вехи спасения
Эксперты пришли к выводу, что федеральные и другие ведомственные и частные лечебные учреждения должны быть включены в систему городской специализированной онкологической помощи, – как в рамках обязательного медицинского страхования, так и для оказания высокотехнологичной специализированной помощи. Для этого необходимо ускорить сроки начала строительства новых корпусов онкодиспансера. Что касается распоряжения Комитета по здравоохранению от 11.07.2011 № 374-р в СПб, позволившего оказывать специализированную медпомощь пациентам в неспециализированных ЛПУ, то, по мнению экспертов, его приняли без должной проработки, при отсутствии кадровых и материально-технических ресурсов. Работа по маршрутизации пациентов должна быть централизована, ответственность за эту работу должны нести специалисты амбулаторно-поликлинической помощи в поликлинике онкодиспансера и специализированного онкоцентра. Кроме того, нужно пересмотреть принципы финансирования лекарственного обеспечения онкологической службы: вернуться к централизации закупок и выдачи лекарственных препаратов для амбулаторного лечения раковых больных.
Роль региона растет
«Онкологические заболевания уносят в абсолютном выражении меньше жизней, чем заболевания сердечно сосудистой системы. Однако в структуре смертности от рака доля трудоспособного населения вдвое больше, чем от сердечно-сосудистых заболеваний. Как следствие, в современном мире онкология генерит основной ущерб потери здоровых лет жизни и является доминирующей проблемой в сегменте неинфекционных заболеваний, – отметил Давид Мелик-Гусейнов. – Необходимо разработать методические рекомендации, алгоритмы оказания медицинской помощи (маршрут движения) больным с выявленным злокачественным и предопухолевым заболеванием, в том числе при проведении скринингов. Сформировать наиболее оптимальный маршрут для пациента и здравоохранения, единые и прозрачные правила для сбора необходимой статистики по мониторингу и выявлению онкологических заболеваний (регистры диспансерного наблюдения, регистры пациентов и так далее)».
Для развития онкологической помощи населению России до 2018 года нужно обеспечить онкорегистры, паспорта инфраструктуры, эффективность финансовых потоков в онкологии. Однако эксперты отметили, что в условиях сокращения бюджета придется снижать затраты на стационарную помощь за счет увеличения амбулаторных технологий, в том числе лекарственного обеспечения в сфере онкологии. И тогда роль региона в планировании, реализации медпомощи, в финансировании программы государственных гарантий в области онкологии только увеличится. Для профилактических целей давно следовало бы создать паспорта канцерогеноопасных предприятий и цехов, организовать национальный банк данных о канцерогеноопасных производственных процессах в России, банк данных химических канцерогенных факторов, разработать систему санитарно-гигиенических мероприятий по уменьшению и устранению канцерогенных факторов на рабочих местах. Сегодня профильные программы идут даже не во всех субъектах РФ.
В результате дискуссии эксперты пришли к выводу о необходимости обучения и просветительской работы среди врачей по обмену последними успешными медицинскими практиками в области лечения и профилактики онкологических заболеваний, – чем также будет заниматься проект «Главная дорога».
http://ria-ami.ru/read/26561