Как говорить с пациентом о диагнозе «рак»
09 Июнь 2014 · · 12 639 Просмотров
«Диагноз «рак» — сильнейший стресс для человека, — говорит Галина Ткаченко, кандидат психологических наук, медицинский психолог РОНЦ им. И.М. Блохина. – И каждый пациент переживает пять этапов реакции на ситуацию. Знание этих этапов поможет врачу лучше понимать пациента и правильно построить с ним общение».
Как сообщать плохие новости
Первая стадия – непродолжительная, длится от нескольких часов до нескольких дней. Узнав свой диагноз, пациент испытывает шок, а вместе с ним бурю эмоций. Вину за то, что не попал к врачу раньше. Тревогу за то, что будет с его семьей, с работой. Гнев из-за несправедливости: почему это случилось именно со мной. Многие боятся, что онкология заразна, и ограничивают контакты с другими людьми.
Затем наступает вторая стадия — отрицание. Чтобы человек не сошел с ума от психологической травмы, в организме включается защитный механизм. Пациент может спорить с врачом, что перепутали его анализы, что диагноз выставлен ошибочно, пытается консультироваться с другими специалистами. Либо просто закрывает этот вопрос для себя и живет обычной жизнью, демонстрируя, что у него все нормально. Такая позиция – своего рода передышка для раненой психики.
На этих этапах очень важно, чтобы врач выслушал пациента, дал возможность ему осознать происходящее и сам убедился, что больной понял ситуацию правильно. Не напугать человека и не дать ему ложную надежду – это, наверное, одна из самых сложных задач врача.
Еще через несколько дней на место отрицания приходит бунт. Это стадия агрессии, когда человек осознает свою болезнь и испытывает гнев. В адрес медперсонала, не сумевшего вовремя распознать болезнь, не направившего на исследования или к узким специалистам. В свой адрес – за то, что не обратил внимания на тот или иной симптом. Порой возникают совершенно иррациональные объяснения: например, что этот диагноз – следствие чьих-то козней, происки врагов. Именно на этой стадии не исключен суицид, в том числе скрытый – когда человек отказывается от лечения.
С пациентом в стадии агрессии особенно тяжело общаться. Важно перевести его негативную энергию в позитивное русло — на исцеление. Психологи не рекомендуют на этом этапе противоречить пациенту, спорить с ним, потому, что тот может замкнуться в себе. Это тревожный симптом, который может привести к отказу от лечения.
Следующая стадия – депрессия, период равнодушия и апатии, когда теряется интерес к привычным вещам, потому что человек эмоционально истощен. И здесь задача врача, а в идеале – онкопсихолога, «разбудить» человека от апатии, заинтересовать методами лечения, чем-то занять.
И наконец, пятая стадия — принятие диагноза или примирение с судьбой, благодаря чему пациент становится активным участником этой ситуации. На этом этапе полностью меняется восприятие жизни, время словно замедляется и становится значимым каждый час. Именно в этот период пациент готов к сотрудничеству с врачом.
Типы пациентов
Выраженность реакций во многом зависит от типа больных.
Синтонные — самые удобные для врача, они настроены на сотрудничество, выполняют назначения, контактны.
У пациента циклотимного типа постоянно меняется настроение: сегодня он полон оптимизма, завтра – сомневается в квалификации врача. Чтобы найти с ними контакт, надо постоянно их чем-то занимать, чтобы не оставалось времени на рефлексию.
Шизоидные типы – аутичные личности, которые не нуждаются в подробных разговорах с врачом о своей болезни. У них есть своя картина, не надо их разубеждать, достаточно просто делать назначения.
Пациенты возбудимого типа вступают со всеми в конфликты, в основе которых лежит страх, поэтому в этом случае важную роль играет рациональная составляющая общения.
Истероидные типы склонны преувеличивать свои страдания и верить в свою исключительность. Психологи советуют в таких случаях не вступать в конфронтацию, а сыграть на этих качествах, убеждая, что только такой «исключительный» пациент сумеет перетерпеть боль, точно выполнить все назначения и т.д.
Самая сложная группа – это тревожно-мнительные пациенты, которые не верят в успех лечения. Их надо отвлекать от пессимистических мыслей и ориентировать на позитивные.
Как говорить о диагнозе
Галина Ткаченко – единственный психолог в РОНЦ им. Блохина. По ее мнению, онкопсихологов, помогающим пациентам принять свой диагноз и жить дальше, реабилитироваться после операций и терапии, — таких специалистов катастрофически не хватает.
Но если пациенты еще могут надеяться на поддержку общественных объединений, то психологическая помощь врачам просто отсутствует. Между тем, им нужна не только психологическая реабилитация при синдроме эмоционального выгорания, но и конкретные рекомендации для правильного общения с пациентом. «Правда — как лекарство, ею нужно пользоваться с умом, — говорит Ткаченко. — Надо сказать ее так, чтобы и не дать ложную надежду пациенту, и чтобы он смог поверить в успех».
В идеале, прежде чем сообщить диагноз пациенту, врач должен немного узнать о нем: возраст, типологические особенности, семейное положение. Кто-то нуждается в поддержке, когда озвучивают диагноз, кто-то хочет услышать это лишь сам. И в зависимости от этого уже предоставлять информацию.
Важно выяснить, что сам пациент знает о своем заболевании. Одни сами уже предполагают у себя этот диагноз. Другие даже слова «опухоль» боятся. Поэтому необходимо понять, а хочет ли пациент знать о своем заболевании все. Есть категория пациентов, которым важно знать все досконально, но есть и такие, которые предпочитают минимум информации, они не роятся в своей медицинской карте и полностью доверяют врачу.
Пациент должен сам контролировать объем информации, которая ему необходима. Если он начинает зевать, смотреть в окно или на часы, выражает всем видом нетерпение и равнодушие, значит, он просто не готов воспринять больше. Если молчит, не задает вопросов – значит, не хочет знать больше. Чрезмерная информация перегрузит его и не принесет пользы. При этом если что-то уточняет, то объяснения врача должны быть максимально просты и доступны. Потому что даже безобидные, но незнакомые медицинские термины могут напугать человека и отвернуть от лечения.
Говоря о диагнозе, важно поинтересоваться, что заботит пациента. Иногда возможный косметический дефект, например, выпадение волос, беспокоит гораздо больше, чем предстоящая операция.
Онколог неизбежно выступает и в роли психолога, давая возможность пациенту выказать свои чувства. Такое совместное обсуждение страхов позволяет снять напряжение и взять ситуацию под контроль. Очень важно предложить пациенту помощь. Страх блокирует когнитивные функции, и человек зачастую просто не понимает, что ему врач говорит. Пациент должен знать, что он может прийти еще раз, чтобы уточнить информацию.
Проблема еще и в том, что все же об онкологии люди знают очень мало, а просветительских брошюрок на эту тему не найти. Практически в любом медучреждении есть стенды, посвященные гриппу, другим инфекционным заболеваниям, но простых памяток «какие симптомы должны насторожить» и пошаговой инструкции, куда с ними идти, просто нет. А потому диагноз, во-первых, часто становится как гром среди ясного неба. А, во-вторых, услышав его, пациент и его родные впадают в ступор и просто не понимают, о чем надо спрашивать и как сформулировать самый животрепещущий вопрос – о прогнозе. Поэтому задача врача – предоставить информацию, но в то же время оставить надежду.
http://ria-ami.ru/read/29726