Задать вопрос

Вам отказали в лекарствах?!

Бесплатная консультация онкологов и онкогематологов

Перейти к содержимому

Мы ВКонтакте Мы в Телеграм

Горячая линия:

8-800-200-47-32, 8-985-765-75-32

Пн.-Пт. 08:00 - 14:00 (время московское)

info@rakpobedim.ru


Онкопсихологи





"Рак - это не приговор. Соберитесь и боритесь!"

12 February 2014 · - - - - - · 13756 Просмотров


"Рак - это не приговор. Соберитесь и боритесь!" Повысить качество жизни пациента, настроить его на борьбу с болезнью, отвлечь от мыслей о скорой смерти - все это задачи онкопсихологов. Возможностей оплатить стоимость работы специалистов через Фонд обязательного медицинского страхования у пациентов практически нет, а на самостоятельное финансирование консультаций психотерапевта далеко не у всех есть деньги. Но позвонить на "горячую" линию проекта "СО-действие" может каждый. Все звонки с российских телефонов бесплатные. Круглосуточный телефон 8-800-100-01-91 должен быть у каждого онкобольного и его родственников. О состоянии онкопсихологии в России мы поговорили с директором проекта "СО-действие" Ольгой Гольдман.

- Ольга, можно ли сказать, что сегодня помощь онкопсихолога в России доступна всем, кто в ней нуждается?

- Нет. Помощь доступна только тем, кто может позволить себе личного психолога, то есть оплачивать услуги из своего кармана. Человеку, у которого серьезное заболевание, нужна длительная поддержка. У нас в стандартах лечения злокачественных новообразований не включена поддержка и сопровождение психолога. Но есть и сдвиги. У лечебно-профилактических учреждений не так давно появилась возможность брать в штат медицинских психологов, есть приказ Минздрава. И сейчас все больше диспансеров берут медицинских психологов на ставку. В их обязанности должна входить работа не только с пациентом, но и с его родственниками и с медицинским персоналом.

Доказано, что пациент, у которого есть психологическая поддержка, лучше выполняет рекомендации врачей, сотрудничает с ними, регулярнее принимает лекарства, хочет выздороветь, поэтому успешнее борется с болезнью. Человек, который уверен, что рак - это всегда смертельный исход, меньше мотивирован на борьбу. Информированность граждан очень низкая, не все знают, какие услуги, лекарства можно получить от государства бесплатно. Часто людям говорят неправомерные вещи, мол не выпишем лекарство, потому что его нет в аптеке, если человек мирится с этим, он может потерять время и проиграть борьбу. Когда у пациента есть боевой настрой, есть силы и ресурсы, чтобы бороться и с этим тоже. Психолог играет большую роль именно в качестве жизни пациента и его ближайшего окружения.

Сейчас мы осуществляем программу "День без болезни". Когда человек лежит в больнице, он в основном общается с больными в палате. У него мало возможностей отвлечься от своего заболевания. Мы оборудуем зоны отдыха в стационарах с настольными играми, несложного содержания журналами, чтобы люди отвлеклись от болезни, стали чуточку позитивнее смотреть на жизнь.

- С какими вопросами онкопациенты звонят на вашу "горячую" линию?

- Треть звонков - это информационные запросы: куда бежать, где это лечат, в какой региональный медицинский центр обратиться, как получить квоту, инвалидность, как написать письмо в Департамент здравоохранения. У нас на линии работает юрист, который консультирует по этим вопросам. Длинные выходные в январе и мае - для нас горячее время. У людей заканчиваются лекарства и появляются проблемы с выпиской обезболивающих. Сейчас удлинили срок действия рецептов, стало немного легче.

К нам иногда звонят люди с болевым синдромом, которым очень плохо. Консультант просит их вспомнить самые счастливые моменты жизни, человек переключается, ему становится полегче. На недавно прошедшем Пятом съезде онкопсихологов мы как раз делились разными формами работы на линии, например, в одном стационаре женщины звонят на нашу "горячую" линию по вечерам, включают громкую связь, все вместе разговаривают с нашим консультантом, делают дыхательную гимнастику и даже читают стихи и поют песни. Это важный момент, они понимают, что не одни, что кого-то волнует их судьба. Им не нагрубят, не скажут, что их проблемы - ерунда.

Есть грустные для нас вопросы. Например, звонит мама и спрашивает, можно ли отправить сына к бабушке, у которой онкология, не заразится ли он. Конечно, на фоне болезни много проблем возникает в семье и на работе. Многие не хотят рассказывать близким и коллегам о болезни, зная, что это оттолкнет. Это, к сожалению, наша реальность. Наша задача потихонечку капать - ребята, это не приговор, не опускайте руки, просите помощь, оглянитесь вокруг - хорошие люди и ресурсы есть.

Нам часто звонят и спрашивают, а были ли у вас люди с моим диагнозом? Очень важно знать, что с таким диагнозом можно жить, нельзя ставить на себе крест. Бывает сложно дойти до психолога, сделать этот шаг, тогда возьмите телефон, отойдите в уголочек, чтобы вас никто не слышал и позвоните. Наша линия анонимная, никто не узнает, что вы звонили.

- Человек, который узнает свой диагноз - онкология, впадает в панику, сразу появляется столько вопросов - к себе, к судьбе. Как вы отвечаете, наверное, на самый частый вопрос - за что мне это?

-У человека, который только что узнал о болезни, переворачивается мир. Вопрос в том, куда он перевернется. Это очень сложный период в жизни, нужна поддержка со всех сторон. Каждый человек - больной или здоровый - ищет смысл жизни, анализирует прошлые события и действия. Вопрос "За что?" не конструктивен в кризисной ситуации - мы стараемся переориентировать человека, чтобы он смотрел вперед, а не назад. Вместо "За что?"  задайте вопрос "Для чего?" или "Что я могу изменить в своей жизни, чтобы сделать ее лучше?".

Для тех, кому это нужно, у нас есть возможность соединить абонента со священником. Пока это только православные батюшки, но мы планируем привлечь представителей других конфессий.

- Считается, что когда в семье есть онкобольной, лечить нужно всю семью. Помогают ли психологи родственникам пациента? Им ведь тоже нелегко пережить этот сложный период.

- Конечно, для всех это сложный период. Родственники делают все возможное, чтобы вылечить больного, часто забывая о себе. У больного есть медицинская карта, государство на лечение выделяет деньги, а родственники-то здесь с какой стороны? Поэтому родственники - они вываливаются из системы поддержки, хотя на них зачастую ложится самая большая нагрузка по уходу, пробиванию того, что положено. У нас на съезде была Диана Невзорова, главный врач Первого московского хосписа, она сказала очень правильную вещь. Все удивляются, как такое может быть, что за 20 лет на Первый московский хоспис не было ни одной жалобы.  Все очень просто. Там врач уделяет много времени не только больному, но и терпеливо и уважительно разговаривает с его родственниками. Это просто обыкновенная человеческая коммуникация. Близкие больного имеют право знать, что происходит, какие решения принимает врач. К сожалению, не везде это понимают. А ценность для доктора есть - ему намного легче работать, когда с ним сотрудничают родственники. Но для этого ему нужно потратить 20 минут на разговор. Не все врачи могут себе это позволить, у многих нет на это ни времени, ни моральных сил.

- Есть исследование, что врачи-онкологи эмоционально быстрее выгорают, чем неонатологи, которые работают  с новорожденными. Онкологи обращаются за помощью к психологу?

- У нас эта тема табуирована. О том, что врачи нуждаются в психологической помощи, предпочитают не говорить. Признаться, что нужна помощь, можно в личной беседе, втихую сходить на консультацию к психологу. Но официально у нас нет такой проблемы. Хотя на самом деле это вопрос охраны труда. Медики должны иметь возможность участвовать в мероприятиях по профилактике профессионального выгорания, понимать психологию больного человека, уметь коммуницировать с больным и его близкими.

Когда человек решает обратиться к психологу, он проходит большой путь от осознания своей проблемы до принятия факта, что ему нужна помощь. Большинство людей уверены, ну что там поговорить - это ерунда. У нас в обществе считают, что психолог - это от слова псих. Хотя во всем мире психологическое консультирование совершенно нормальная и, главное, популярная практика уже много лет.

Мы сейчас при поддержке Правительства Москвы осуществляем программу "Комплексная социально-психологическая реабилитация инвалидов и пациентов, перенесших тяжелое заболевание, и членов их семей.   В программе предусмотрены комплексные мероприятия по улучшению качества жизни онкологических больных. Это и очные консультации, группы поддержки для больных и их близких, информационная кампания, оборудование зон отдыха в больницах, лекции для пациентов и серия лекций для медицинского персонала.

Мы понимаем, что не может быть нормального качества жизни у пациента, если у нас система дает сбой, поэтому пытаемся подходить комплексно к задаче.

-  А где учат на онкопсихологов?

- У нас накопился очень большой опыт, мы уже 7-й год работаем, приняли больше 40 тысяч звонков, консультируем не только по телефону, но и очно. На базе Института психологии и педагогики мы открыли курс усовершенствования для психологов. У онкобольного есть несколько психологических стадий принятия болезни. Сначала шок, "Как это случилось со мной? Нет, этого не может быть!" Потом гнев, агрессия - на врачей, близких, общество - очень сложный период. Дальше торг - "Если я брошу курить, то, может, поправлюсь". Потом наступает депрессия, когда очень плохо, упадок сил, нет веры в выздоровление. В это время человеку как никогда важно знать, что он не один. Последняя стадия - в идеале - это принятие ситуации. На этом этапе человек мобилизует свои внутренние силы для будущей жизни, ставит новые цели, находит новые смыслы. На каждом этапе есть определенная технология работы психолога. Человек в терминальной стадии задает себе совсем другие вопросы, чем человек, которому только что поставили диагноз. Курс не учит психологии, а дает инструменты практикующим психологам, как и какими методами работать на каждой психологической стадии.

- Часто так бывает, что человек, узнав свой диагноз, пытается убежать от болезни, не лечится, надеясь, что все само рассосется. Что вы в таких случаях говорите?

- Именно в  этот момент очень нужна поддержка, потому что отмахнуться и забыться - это первое, что хочется сделать. Но человек должен быть проинформирован, что если он ничего не будет делать, то потеряет время, навредит себе и уменьшит шансы на выздоровление. Если он решит не ходить к врачу, то это должно быть информированное решение. Тут еще многое зависит от родственников.

Мы говорим, что с раком жить нельзя. Если человек мирится с заболеванием, оно его убьет, рано или поздно. Это медицинский факт. Когда нам люди звонят, мы часто говорим - боритесь, соберитесь и боритесь. Мы вам поможем, мы с вами. Вот информация про больницы, квоты, лекарства. Вот вам психолог, который с вами поговорит. Если у вас конфликт с врачом, давайте попробуем его разобрать, найти выход. Если у вас там вообще какая-то вопиющая история, пожалуйста, вот вам юрист, но опускать руки именно с онкологией ни в коем случае нельзя.

- Ольга, сейчас модно сравнивать - как у нас что-то организовано, и как на Западе. Там, наверное, пациент после объявления диагноза не попадает в информационный вакуум?

- Когда человеку объявляют диагноз, у него шок, он не очень хорошо понимает, что произошло. Там врач открывает свой ящик, достает буклеты про болезнь, про то, какие у пациента есть опции в смысле поддержки государства, куда обратиться за поддержкой, советом, как надо правильно питаться и т.д. Человек дома переварит информацию, в одном буклеты прочитает, что это за болезнь, откуда она взялась. Из другого буклета узнает, что ему положен социальный работник, в третьем найдет группы поддержки с его диагнозом, телефон психолога, который будет с ним работать, в четвертом увидит адреса сайтов, где можно получить дополнительную информацию. У нас ничего такого не происходит. Люди после объявления диагноза в шоке идут домой, потом, естественно, лезут в интернет, потому что у них нет никакой информации. Сайты создаются обыкновенными пользователями, иногда с кучей мусора в голове и не совсем бескорыстными намерениями. Человек находит информацию о своей болезни, и большинство этой информации либо не относится к его случаю, какая-то частная история, либо просто неверная информация, либо бабки-гадалки, которые предлагают уринотерапию. Больному негде взять информацию про свое заболевание, хорошо, если врач что-то расскажет, ответит на вопросы, которые додумается задать больной. Вопрос информированности пациентов у нас очень острый. Мы сейчас начали издавать серию брошюр. Издали брошюру "Если рак. Как перестать бояться и начать жить". На подходе брошюра про рак молочной железы с рекомендациями врачей, ее женщинам будут раздавать в онкодиспансерах. Кроме того, мы создаем ресурсный центр для пациентов на нашем сайте.

- Ольга, спасибо за интересную беседу

- Спасибо вам. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить наших учредителей А.В. Скворцова и В.А. Голубева за многолетнюю поддержку Проекта "СО-действие".



Комментировать

Trackbacks для записи [ Trackback URL ]

no credit check payday loans от no credit check payday loans

Дата: 30 Oct 2014 04:22

проектирование ангаров от проектные работы любой сложности качественно на предприятии

Дата: 01 Jul 2016 14:31

быстровозводимые здания из металлоконструкций цена от Строительство быстровозводимых автосервиса из металлоконструкций быстро в фирме

Дата: 18 Aug 2016 12:06