Поправки к закону "О наркотических средствах". Комментарий юриста
08 April 2014 · · 59332 Просмотров
Пациентов и профессиональное сообщество волнует, какие же изменения принесет принятие Проекта Федерального закона № 454266-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Чтобы разобраться в сути предложенных мер, мы попросили нашего юриста П.Б. Тихонову прокомментировать ситуацию:
В последнее время нам все чаще приходится слышать о нарушении права пациентов на облегчение боли, гарантированного им Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Проблемы, касающиеся выписки и получения обезболивающих препаратов давно требовали серьезного внимания со стороны законодателей.
Готовящиеся изменения в Федеральном законе «О наркотических средства и психотропных веществах», изложенные в Проекте Федерального закона № 454266-6, несомненно, крайне значимы. Особенно важно продление срока действия рецепта – это положение значительно облегчит процесс получения лекарственных средств.
Ниже отражены основные изменения, утвержденные в 2012 году, и нововведения, предложенные в Проекте Федерального закона № 454266-6.
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения":
1) предусмотрено увеличение до 2-х раз количества выписываемых наркотических и психотропных лекарственных препаратов при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи;
2) увеличен срок действия рецептов на лекарственные препараты, выписанные гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы и детям-инвалидам и для лечения хронических заболеваний;
3) исключена норма по обязательному согласованию назначения наркотических средств и психотропных веществ с заведующим отделением (либо уполномоченным им лицом) при лечении пациента в стационарных условиях;
4) предусмотрена норма о возможности назначения наркотических и психотропных лекарственных препаратов пациентам с выраженным болевым синдромом любого генеза либо самостоятельно медицинским работником, либо медицинским работником по решению врачебной комиссии (в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования назначения с врачебной комиссией);
5) предусмотрена норма о возможности назначения либо выдачи наркотических и психотропных лекарственных препаратов при выписке пациента из стационара, на срок приема до 5 дней
6) увеличены нормы выписывания на 1 рецепт на лекарственные препараты омнопона, промедола, буторфанола и фентанила.
Проект Федерального закона № 454266-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средства и психотропных веществах»:
Законопроектом предусматривается:
1. Закрепление в российском законодательстве принципа приоритетности доступа к медицинской помощи пациентам, нуждающимся в обезболивании наркотическими и психотропными лекарственными препаратами;
2. Продление срока действия рецепта на ряд наркотических средств и психотропных веществ с 5 до 30 дней
3. Упрощение порядка уничтожения использованных в медицинских целях наркотических и психотропных средств, в том числе исключение необходимости возврата использованных трансдермальных терапевтических систем, содержащих наркотические средства, родственниками пациентов.
Однако, один из основных вопросов – жесткий контроль над медиками со стороны ФСКН России и, как следствие, страх быть привлеченным к уголовной ответственности – остается неразрешенным. Возможность наступления уголовной ответственности в данном случае является фактором, ставящим под угрозу врача и препятствующим оказанию медицинской помощи пациенту исходя из его состояния, поскольку всегда сохраняется вероятность того, что контролирующий орган и суд не усмотрит наличия медицинских показаний для выписки наркотического препарата больному.
Также важно отметить, что далеко не все существующие сегодня проблемы с получением обезболивающих препаратов возникают из-за пробелов и несовершенства законодательства. Многие из них связаны с тем, что действующее законодательство "не работает" в системе здравоохранения.
Так, например, к нам на горячую линию часто приходят жалобы, о том, что пациенту отказывают в выписке рецепта на лекарственный препарат, мотивируя это отсутствием лекарства в аптеке. Между тем, единственное, чем должен руководствоваться врач при выписке рецепта – это наличие медицинских показаний, но никак не информация о его наличии в аптеке.
Также зачастую от пациентов скрывается информация о том, что при онкологическом диагнозе они имеют право на бесплатное получение лекарств независимо от того, признан пациент инвалидом или нет.
Наркотические препараты выписываются в предельно малых дозах. Это можно объяснить сложностью процедуры оформления уничтожения неиспользованных препаратов в том случае, если больной скончается. Однако, такая «предосторожность» оборачивается для больных или их родственников необходимостью часто (иногда – несколько раз в неделю) обращаться к врачу за рецептом, отстаивая в очередях по полдня.
Нередки случаи, когда процедура получения рецепта забюрократизирована, а ответственные лица отсутствует на рабочем месте, из-за чего родственники не имеют возможности получить на рецепт необходимую подпись или вынуждены простаивать в очередях.
Мы надеемся, что обсуждаемый Проект Федерального закона № 454266-6 станет не последним шагом пореформированию системы предоставления медицинской помощи тяжело больным людям и в ближайшее время качественная паллиативная медицинская помощь станет доступна для каждого пациента, нуждающегося в ней.