Инвалидность при онкозаболеваниях
06 Март 2015 · · 34 220 Просмотров
Проблема снятия групп инвалидности с онкобольных в последнее время приобрела особую актуальность и вызвала негативное отношение онкопациентов и их родственников к самой структуре «медико-социальной экспертизы». И к государству, гордо именующему себя «социальным», но не гарантирующем тяжело больному онкопациенту социальную защиту, лишь формально декларируя данный принцип в Конституции РФ и ряде Федеральных Законов. При этом жаловаться на снятие инвалидности и просить о помощи и защите (со ссылками на Конституцию РФ и иные специальные законы) в главное бюро, Федеральное бюро МСЭ, даже Президенту было бесполезно. Суды также поддерживали бюро МСЭ по снятию групп инвалидности и отказывали в исках пациентам.
Однако пациенты со злокачественными новообразованиями молили о помощи и социальной защите не потому, что они вдруг стали лентяями, не желающими работать. А потому, что лечение онкопациентов включает проведение длительного (от года до двух лет и более) комплексного лечения (калечащая операция, агрессивная химиотерапия, лучевая терапия), при котором пациенты на несколько лет теряют работоспособность, естественно, не могут работать с прежней нагрузкой и в прежних условиях. Химиотерапия и лучевая терапия разрушают организм человека, приводят к потере организмом обычных функций, имеющихся у здорового человека. Поэтому онкопациенты и нуждаются в реабилитации после окончания лечения, в том числе в социальной защите со стороны государства, а это пенсия по инвалидности, социальные льготы. Однако несмотря на объем и агрессивность лечения, группы инвалидности снимали через 2-3 года после признания лица инвалидом или не устанавливали вообще при указанном объеме лечения. Как сказала зам. руководителя одного из главных бюро МСЭ области, например, взять двух пациентов одного возраста, с одним диагнозом и одинаковыми медицинскими записями, одной профессии - одному мы устанавливаем группу инвалидности, а другому нет.
Отчасти в сложившейся ситуации можно «обвинить» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1013 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», который позволял работникам МСЭ устанавливать группу инвалидности по принципу – хочу установлю группу, хочу не установлю. Приказ содержал неопределенные критерии «ограничений жизнедеятельности», не содержал расшифровку 4 степеней выраженности нарушений функций организма, по которым в итоге на МСЭ и «угадывалась» группа инвалидности. И хотя по данным инструментальной и лабораторной диагностики у онкобольного письменно были зафиксированы нарушения функций организма очевидно выраженного характера, эксперты бюро МСЭ запросто указывали, что нарушения функций организма (чтобы было понятно - заболевание) «незначительные», соответственно ограничений жизнедеятельности нет и снимали группу. На МСЭ просто не видели записей в медицинских документах пациента даже о наличии метастаз. Это подтверждают мучения пациентки , с которой сняли инвалидность при метастазах и сильных болях, признав нарушение функций ее организма «незначительными», а ее здоровой. http://novayagazeta..../articles/9431/
Доказать наличие ОЖД онкобольным практически невозможно даже при 4 стадии ЗНО.
Например, с пациентки, имеющей злокачественное новообразование почки, сняли группу инвалидности через 3 года, она вышла на тяжелую работу и через несколько месяцев в связи с рецидивом заболевания умерла. Пациентка трудоспособного возраста прошла комплексное лечение, имела наличие злокачественных клеток в регионарных лимфатических узлах, гормонозависимый статус опухоли и потому плохой клинический прогноз. Инвалидность с нее сняли через 3 года, а через 6 месяцев у нее обнаружили метастазы в мозг. С другой онкобольной сняли инвалидность при почти полностью удаленном желудке, чем она даже удивила эксперта с форума Федерального бюро МСЭ.
Инвалидность специалистам МСЭ нужно было обязательно снять инвалидность через 3 года вне зависимости от продолжительности и объема агрессивного лечения, плохого клинического и трудового прогноза и даже в период продолжения противоопухолевого лечения ( герцептин, тамоксифен, летрозол) или когда после лечения организм человека не восстановился для того, чтобы не допустить установление группы на 4 год. Так как после 4 лет инвалид мог претендовать на бессрочную группу инвалидности (при наличии условий, указанных в пункте 13 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95.). А это экономически и статистически не выгодно и нецелесообразно. Ну и естественно не учитывался «фактор злокачественности» и риск рецидива в первые 5 лет после радикального лечения. Не учитывалась необходимость в мерах социальной защиты, недостаточный социальный статус пациентки трудоспособного возраста, не работающей по состоянию здоровья, являющейся одинокой и живущей на небольшую пенсию по инвалидности, наличие несовершеннолетнего ребенка. При этом освидетельствовали онкобольных не онкобюро, а бюро МСЭ по месту жительства, какой уж тут «фактор злокачественности» и высокие материи науки «онкология». В общем, очевидно, что онкобольных не считали за людей и за граждан нашего «социального государства».
Ссылки пациентки на невозможность работать из-за длительного или продолжающегося противоопухолевого лечения расценивались как нежелание работать.
На вопрос представителю Минтруда России, почему онкобольным после операции и после прохождения противоопухолевого лечения (химия и лучевая) вообще не устанавливают инвалидность, был получен ответ, что онкопациент не хочет работать , то есть он лентяй.
На вопрос представителю Федерального бюро МСЭ, почему с онкобольных снимают инвалидность сразу после лечения, не давая возможности восстановиться, было сказано, что лечение онкологии химиоперапией и лучевой терапией ничем не отличается от лечения гриппа!?
При снятии инвалидности онкопациенты заодно лишались противоопухолевого лечения, так как при переходе в категорию региональных льготников лекарства им не предоставлялись. Поскольку в регионах обычно нет денег на лекарства для онкопациентов, хотя по Закону, они им положены бесплатно.
Инвалидность с 2015 г. Вторая часть – обнадеживающая
Однако весь написанный кошмар остался в прошлом. Так как наше государство с 2015 года решило наконец-то стать социальным и гарантировать онкобольным установление инвалидности на длительный срок, от 2 до 5 лет. Конечно, с ежегодном переосвидетельствованием. Для чего отменили приказ Минздравсоцразвития РФ № 1013н и приняли новый Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Могу предположить, что это сильно огорчит онкобольных, особенно трудоспособного возраста, с которых уже сняли инвалидность в 2014 году по приказу Минздравсоцразвития РФ № 1013н (через 2-3 года с момента установления), но очень должно обрадовать онкобольных, с которых инвалидность еще не сняли или им предстоит первичное освидетельствование. Теперь таким онкобольным можно спокойно лечиться и реабилитироваться.
Например, пациенткам с раком молочной железы, раком яичников и некоторыми другими заболеваниями женских половых органов инвалидность будет устанавливаться на 5 лет даже при отсутствии какого-либо лечения и даже при 1 стадии, а уж конкретная группа зависит от баллов, указанных в приказе.
По новым правилам, кроме неопределенных ранее ограничений жизнедеятельности и степеней выраженности заболеваний, введены «Классификации стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности» с указанием их расшифровки Назовем их первые классификации.
Из них выделяют 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100.
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; ( группа не устанавливается)
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; ( соответствует 3 группе)
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; ( соответствует 2 группе)
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. ( соответствует 1 группе).
Например, После удаления злокачественной опухоли молочной железы:
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN0 М0 – 50 %
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN1 М0 – 60%
В течение первых 5 лет после удаления на более высоких стадиях – 80%
И соответственно - 3 и 2 группа инвалидности.
Как видим, пациентка с РМЖ, не прошедшая комплексного лечения ( бывает при стадии Т1) и прошедшая его в полном объеме ( стадия Т2 pN1) , будут иметь по 50%-60 % и 3 группу инвалидности в течение первых 5 лет.
После удаления злокачественной опухоли шейки матки инвалидность в зависимости от стадии устанавливается от 2 до 5 лет , а группа . зависит от баллов , соответствующих стадии ЗНО.
При злокачественных новообразованиях яичника инвалидность устанавливается до 5 лет , а группа зависит от баллов, соответствующих стадии ЗНО. Все очень просто.
Вторые Классификации – «основных категорий ограничений жизнедеятельности» и степени их выраженности в основном теперь носят зависимый характер и у онкобольных, как я указывала, проявляются не всегда. Например, критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений … категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях….( п.10).
Прочитав приказ и приложение к нему, пациент сам сможет предположить, какая группа инвалидности при его нозологии ему может быть установлена. По некоторым ЗНО инвалидность устанавливается до 2 или 3 лет.
Нужно отметить, что, например, при РМЖ по истечении 5 лет нахождения на 2 группе инвалидности, группу могут снять, не понижая до 3, если у пациентки не будут выявлены другие заболевания, при которых также устанавливается инвалидность и определяются степени выраженности стойких нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности. Но уже группа инвалидности будет установлена на год с последующим переосвидетельствованием.
Положительным является тот факт, что онкобольной инвалид будет получать противоопухолевые и другие лекарства из льготного федерального Перечня лекарств в течение 2-3- 5 лет , на который ему будет установлена инвалидность и не бояться перейти в категорию региональных льготников.
Еще одним положительным фактом будет являться то, что отказ или понижение группы можно будет с большим успехом оспорить в суде по причине определенности критериев при определении группы инвалидности. И более уверенно жаловаться прокурору на снятие инвалидности перед подачей жалобы в главное областное бюро МСЭ.
Посмотреть перспективы и сроки установления той или иной группы инвалидности при других злокачественных новообразованиях можно, изучив положения приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н . Найти его можно в интернете на сайтах информационно-правовых систем и в других информационных источниках.
Подробности - в разделе Правовая поддержка:
http://www.rakpobedi...oi-ehkspertizy/