Если пациент после постановки диагноза Рак не получает нужную и срочную терапию, его шансы выжить тают с каждым днем. В России все еще нередко встречаются ситуации, когда больным отказывают в бесплатных противоопухолевых препаратах. О правах пациентов на лечение и о том, как за свои права бороться, рассказала Анжелика Серегина, главный юрисконсульт НП «Равное право на жизнь».

- Может ли врач отказать в лечении пациента? На каком основании такой отказ будет законным? 

Существуют определенные условия назначения лекарственных препаратов и выписывания рецептов на них. В первую очередь, соответствие медицинского работника, назначающего/выписывающего лекарство, определенным требованиям законодательства. Во-вторых, это наличие медицинских показаний. В-третьих, важно наличие лекарства в том или ином перечне льготных лекарств. Также важным является количество назначаемых лекарств, являются ли они наркотическими или психотропными. Таким образом, мы видим, что существуют определенные условия, которые должны быть соблюдены как врачом, так и пациентом, для назначения и проведения лечения. Например, фельдшер или врач санаторно-курортного учреждения не может самостоятельно назначать/выписывать противоопухолевые или наркотические препараты, или одномоментно назначить пять и более препаратов одному больному. 

- Что это за перечни лекарств? 

Эти списки общие для всех категорий пациентов, включая пациентов, страдающих злокачественными новообразованиями, и разделяется по категории заболеваний. 

Во-первых, следует упомянуть Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов на 2011, который ежегодно утверждается Правительством РФ. На его основе идут закупки лекарственных препаратов (ЛП) для лечения пациентов в стационаре. А цены на такие лекарства регулируются государством. Во-вторых, это Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи. В-третьих, есть списки лекарств для так называемых «региональных льготников», список которых утверждает регион. Кстати при получении инвалидности, которая положена и онкопациентам в том числе, список льготных лекарств расширяется. 

Большинство видов медицинской помощи (включая специализированную мед.помощь, часть диагностических исследований, хирургическое вмешательство) должны оказываться пациентам, страдающим онкологическими заболеваниями, бесплатно за счет региональных средств (т.е. средств субъекта РФ). Право пациента с онкологическим заболеванием на получение бесплатной мед.помощи устанавливаются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством РФ на ежегодной основе. В случае если необходимая помощь не может быть оказана в регионе, то гражданин получает направление на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП), которая оплачивается за счет средств федерального бюджета. 

- Законен ли отказ на том основании, что лекарство слишком дорогое? 

Конечно, нет! Отказ по такому основанию неправомерен. Если лекарство включено в нужный перечень и врач имеет полномочия назначить/выписать препарат, необходимый по медицинским показаниям пациенту, имеющему право на получение (в т.ч. льготное) такого лекарства, то пациент обязан его получить. Чаще всего дорогие лекарства назначаются/выписываются по решению врачебной комиссии. 

Ни в одном нормативно-правовом акте не указано, что если лекарство дорогое, то у медицинского работника есть право не выписывать его. Но, к сожалению, в связи с современным состоянием экономики здравоохранения, на врачей помимо их воли пала обязанность считать, насколько лекарство дорогое, «потянет» ли их бюджет, на скольких пациентов закупленных препаратов хватит и, как и скольким вынуждены будут отказать. 

- Куда можно жаловаться на врача, чтобы получить лекарство? 

Первым шагом должна быть попытка урегулировать конфликтную ситуацию путем обращения к руководителю медицинской организации, в которой пациент считает, его права были нарушены. Например, к главному врачу. Обращаться можно как лично (прийти на прием), так и письменно. Если после общения с руководителем мед.организации ситуация не разрешилась, то можно обратиться в следующие инстанции в прокуратуру, суды, Страховую медицинскую организацию, которая выдала гражданину полис обязательного медицинского страхования (в ее обязанности входит консультация и защита застрахованных лиц); Росздравнадзор, и даже к президенту РФ. 

- Как правильно оформить обращение, какие нужно собрать документы? 

Обращение следует начинать со слов, адресованных руководителю органа, в который вы пишете: Уважаемый ___ФИО___…!

Далее следует изложение проблемы, которая заставила заявителя обратиться в государственные органы.

При этом необходимо:

— четко описать суть проблемы;

— указать, какие именно действия Вы считаете неправомерными и затрагивающими Ваши интересы либо интересы лиц, которые Вы представляете;

— указать ФИО лиц, чьи действия Вы считаете неправомерными, по возможности указать должность вышеуказанных лиц;

— по возможности в обращении необходимо указать, какие именно нормы права были нарушены.

Не пишите от руки! Это затрудняет процесс восприятия информации.

После того как Вы закончите изложение проблемы, обращение необходимо подписать и поставить дату. 

- Чего можно добиться? 

Можно добиться восстановления нарушенных прав. Например, получить лекарство, в котором незаконно отказали, получить направление на высокотехнологичную медицинскую помощь (квоту), вовремя пройти диагностические исследования, добиться разъяснения вопроса, эскалации проблемы и т.д.

Остались вопросы?
Напишите нам!